Сегодня, 22 июля 2022 года, исполняется 220 лет со дня рождения Мирзы Мухаммеда Али Казем-Бека.
Один из разделов экспозиции в мемориальном Доме-музее «А.А. Бестужева-Марлинского» посвящен этому выдающемуся человеку – востоковеду, профессору Казанского и Санкт-Петербургского университетов, член-корреспонденту Российской академии наук, почетному доктору восточной словесности, который прославил свою малую родину далеко за пределами Дагестана.
Александр Касимович Казем-Бек (Мирза Мухаммед Али Казем-Бек) родился 22 июля 1802 года в городе Решт в Персии, где его отец – известный мусульманский богослов и законовед Гаджи Касим, находился по делам службы.
Личность Мирзы Мухаммеда Али Казем–Бека неординарна, судьба его была не простой. Свое детство он провел в Дербенте. Когда Казем-Беку исполнилось шесть, отец, желая дать ему глубокое и всестороннее образование, определил его к лучшим учителям города Дербента. Мухаммед Али за несколько лет изучил полный курс мусульманского образования, который включал в себя грамматику арабского языка, богословие, риторику, философию и законоведение. Склонность к научно-исследовательской работе, у Казем-Бека проявилась очень рано. Уже в 17 лет он написал свою первую научную работу на арабском языке: «Сокращенная грамматика арабского языка». Отец Казем-Бека восхищался трудами своего сына.
Однако, в 1823 году Казем-Бек под влиянием шотландских миссионеров принимает христианство пресвитерианского вероисповедания и получает имя Александр. С тех пор он везде называет себя двойным именем и подписывается как «Мирза Александр Казем-Бек». Смена религии — крайне необычный поступок для мусульманина, который повлек за собой полный разрыв с родителями.
Но жизнь его продолжалась. Природная одаренность и широкий кругозор позволили ему с равным успехом заниматься и переводами, и исследованиями, и мусульманским законоведением. В 26-летнем возрасте Казем-Бек, не имея даже университетского диплома, преподает арабский и персидские языки в Казанском университете, является действительным членом Королевского общества в Лондоне, а в 1830 году, написав на персидском языке работу по арабской филологии, получает степень магистра восточной словесности. К концу жизни учёный имел звания члена-корреспондента Российской академии наук и почётного доктора восточной словесности.
Интересен тот факт, что в 1842 году под руководством М. Казем-Бека, Лев Николаевич Толстой, готовясь к поступлению в Казанский университет, два года изучал турецкий и арабский языки. Старшая сестра Льва Николаевича в своих воспоминаниях писала, что занимавшийся с братом профессор турецкого языка Казем-Бек удивлялся его необыкновенным способностям к усвоению восточных языков. В 1844 году на вступительных экзаменах Л.Н. Толстой по обеим языкам получил пятёрки и был зачислен студентом Казанского университета на факультет арабско-турецкой словесности, однако позже перевелся на юридический факультет. Связи М. Казем-Бека с Л.Н. Толстым сохранялись вплоть до отъезда Толстого из Казани.
Мирза Александр Касимович Казем-Бек принадлежал к числу тех российских востоковедов прошлого, которые создали научную школу, занявшую в конце XIX—XX вв. ведущее место в мировой науке о Востоке. Уникальность личности Казем-Бека в том, что он соединил в себе восточную, мусульманскую образованность с традициями русской и западноевропейской науки. Он был в равной степени ученым мирового уровня и талантливым, дальновидным организатором востоковедения в России.

Теги: