В 2022 году отмечается 350-летие со дня рождения Петра 1 и 300-летие важнейшего для истории военно-морского флота России события – Персидского похода (1722-1723 гг.).
Несмотря на то, что Русское государство получило доступ к Каспийскому морю ещё до эпохи правления Петра I, активное продвижение нашего государства в южные районы Каспия началось только с XVIII века.
Именно в период XVII — XVIII вв. Российское государство в короткие сроки создало свой мощный боевой флот, который был способен решать разнообразные задачи на просторах Мирового океана. (1) Главной базой флотилии стала Астрахань.
Петровским указом 1718 года, для строительства Каспийского флота, было положено начало и такому крупному предприятию, как Казанское адмиралтейство, которое предназначалось для строительства, ремонта и длительного хранения морских и речных судов. Для здания адмиралтейства было выбрано место на левом берегу в устье реки Казанки у татарского села Бишбалта («Пять топоров). Также верфи разместили в Верхнем и Нижнем Услонах. Строительными работами заведовал непосредственно сам лейб-гвардии майор Румянцев.
Здесь строились бомбардирские суда, фрегаты, бригантины, галиоты и легкие гребные суда для Балтийского и Каспийского флотов.
По распоряжению Петра I и при его непосредственном участии на верфях казанской слободы было построено около 200 военных и транспортных кораблей, впоследствии укомплектованных шестью тысячами матросов.
За время своего похода Петр I успел побывать на трех судах казанской постройки — плезир-яхте, верейке и большом корабельном боте. Плезир-яхта — парусно-гребная прогулочная яхта Петра I была построена из дуба в 1720 г. в Казанском адмиралтействе вместе с верейкой корабельным мастером Р. Гардли.
На вооружении Каспийского флота также состояли струги. Струги эти представляли собой довольно крупные парусно — гребные судна длиной 42,7 м и шириной 6,7 м. Струги строились на разных верфях, разными мастерами и по различным проектам.
15 мая 1722 г. на 18-весельном струге «Москворецкий» император отправился персидский поход с целой армадой судов. Армаду конвоировали восемь военных судов Каспийской флотилии, самыми сильными, из которых были три шнявы – «Астрахань», «Святая Екатерина» и «Святой Александр». Командовал армадой генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин, но фактически распоряжался всем царь. Шнявы были заложены на стапеле Казанского адмиралтейства в декабре 1714 года и после спуска на воду в 1716 году вошли в состав Каспийской флотилии России. Шнявы хорошо зарекомендовали себя во время Персидского похода в качестве универсальных военных судов. Использовались для ведения разведки, прикрытия на морских переходах гребных флотилий, охраны транспортных судов, участия в крейсерских операциях, захвата каперов и транспортных судов неприятеля. Сведения о корабельных мастерах, строивших шнявы, не сохранились. Использовались также для проведения исследований берегов Каспийского моря.
Сам Петр 1 отправился в поход на боте «Ингерманланд». Парусный линейный корабль «Ингерманланд» был построен в 1712–1715 гг. в Санкт- Петербурге корабельным мастером Ричардом Козенцем. «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи.
Проект и чертежи 64-пушечного линейного корабля «Ингерманланд» были разработаны Петром I. 1(12) мая 1715 года корабль был спущен на воду. Имя ему было дано по шведскому названию Ижорской земли Ингерманландии. Это был один из лучших кораблей своего времени. Корабль отличался хорошими мореходными качествами и имел мощное по тем временам артиллерийское вооружение. Петр был так восхищен его отличными мореходными качествами, что публично объявил Козенцу о том, что под парусами «Ингерманланд» обгоняет все остальные корабли.
Эта компания, к сожаленью, стала последним военным походом, в котором непосредственно принимал участие Петр 1. Вопреки непредвиденной остановки, происшедшую от гибели провиантских судов, главная цель похода была достигнута.
Деятельность Петра I по созданию и развитию русского флота сыграла большую роль в получении Россией выхода к Каспийскому морю. Благодаря ему Россия прочно утвердилась на Каспии, надёжно обеспечила собственную безопасность, навеки прославила себя блестящими морскими победами и многими географическими открытиями.