ДЕРБЕНТЦЫ НЕИЗМЕРНОЮ ЛЮБОВЬЮ ПРИНЯЛИ

ПетрI. Два портрета в фокусе истории
Петр I – великий русский царь, первый русский император. Среди прочих дипломатических и военных акций по расширению границ, укреплению экономической мощи и политической значимости Российской империи, совершил Персидский поход, в результате которого присоединил к России Дербент и утвердил российское присутствие на Северном Кавказе.
По поводу встречи, организованной дербентцами русской армии, Петр Первый в письме Сенату сообщил 28 сентября, что дербентцы «…неизмерною любовью приняли и так нам рады, как бы своих из осады выручили….».
Император, посетив древнюю цитадель, осмотрел ее, побывал во дворце султана. Петр I осматривал город и его окрестности, был в Джалгане, где табасаранские беки угощали его в роще, носящей с тех пор название рощи Петра Великого, пил воду из протекающего здесь родника, названного Урусь-булаг.
В отечественной литературе, в ряде исторических, академических, художественно-публицистических, научно-популярных и т.д. изданиях широко и масштабно, разносторонне и объективно освещается, учитывая значимость и глобальность Персидского похода Петра I, или иначе, как его называют — Каспийского похода русского императора, данный исторический факт. Например, в книге Касумова Н.К. «Дербент — ворота Кавказа» говорится: «…В результате Персидского похода Дагестан был включен в состав Российской империи. Пребывание Дагестана в составе России имело важные последствия в истории дагестанских народов. Благодаря Персидскому походу началось изучение российскими учеными производительных сил Дагестана, его истории, языков, этнографии и быта».
Все виды музейной работы – научно-исследовательская, просветительская, фондово-закупочная, экспозиционно-выставочная и т.д. отражаются, как в предметах историко-культурного и декоративно-прикладного искусства, в древних артефактах, так и в художественных произведениях, сосредоточенных в фондозапасниках музея-заповедника. Они представляют большую художественную и познавательную ценность. Наиболее полно и всесторонне среди коллекции живописных полотен музея-заповедника представлены работы художника Мелика Агабалаева.
В живописи образ Петра I в творчестве многих именитых и прославленных художников, как российских, так и многих зарубежных авторов закрепился не только в контексте творца великой российской истории, но и как незаурядная и разносторонне развитая, неординарная личность. Целостный, живой и многогранный образ императора, «пробивший окно» не только в Европу, но и на Кавказ, занимает среди портретной галереи художника М.Агабалаева видное место.
На картине М.Агабалаева «Петр I у Дербентской стены» фигура Петра гротескно значительна. Петр I запечатлен в полный рост, у крепостной стены, с видом на старинную часть города. Древние, оборонительные стены крепости с башнями, бойницами, со всей фортификационной системой, делят город как бы на две части. Высокая, стройная фигура Петра отражена во всем великолепии царского обличья. Он одет в зеленый камзол, перехваченный белым поясом-кушаком. Ворот и обшлаги камзола обшиты парчовой тканью ярко-красного цвета. Длинный ряд мелких золотистых пуговиц наполовину расстегнут, обнажая нижний кафтан из дорогой ярко-красной парчи. Через правое плечо Петра I перевязана атласная лента малинового цвета. На левом боку пристегнута шпага с позолоченным эфесом. Ноги обуты в черные сафьяновые сапоги-ботфорты. Голову императора покрывает треуголка из темно-вишневого фетра, поля которой украшены белой горжеткой. Левая рука Петра опирается об длинную, тонкую трость, в правой — зажата пара изящных белых перчаток.
Яркое, колористическое решение, в котором доминируют бежевые, золотисто-желтые, зеленые, голубые и красные оттенки, динамичный строй произведения способствовали воплощению главной идеи – передаче энергии, неиссякаемой и напористой воли императора.

В сюжете второй картины Мелика Агабалаева, посвященной периоду пребывания Петра I в Дербенте, — «Петр1 в роще близ Джалгана», отражен торжественный исторический момент приема, оказанного царю в роще близ Джалгана правителями города Дербента (князьями, беками, наибами и т.д.). Композиция картины примечательна масштабностью, как в историческом плане, так и охватом действующих лиц, т.е.многофигурностью. В центральной части картины полукругом расположились : на массивном пеньке срубленного красного дерева сидят Петр I; справа от него – ученый Саймонов, правитель города Имам-Кули в красном нарядно-торжественном уборе; далее, слева — один из советников императора, дающего какие-то указания позади стоящему наибу. Напротив них, прибегая к этикету восточного гостеприимства, расстелив на желтой выжженной траве скатерть со всякой снедью, яствами, различными винами, восточными сладостями, расселись на ярких ковриках остальные из числа знатнейших людей Дербента. В центральной части переднего плана картины, выразительно, в то же время с легкой ненавязчивой добродушностью, в композицию вписан натюрморт из различной царской утвари и фруктов. Чуть поодаль, в левом углу картины запечатлены два вооруженных горца из свиты султана. В правом углу картины, соорудив небольшой примитивный очаг на земле, свое мастерство стряпни демонстрирует шашлычник в ярко-красной походной «пилотке». С не меньшим усердием стараются угодить императору, развлекая его игрой на различных музыкальных инструментах, ашуги, исполнители самобытных народных песен, расположившиеся под сенью реликтового дерева. Далее, чуть позади них, выстроилась группа стражников из сопровождения Петра, при полном походном вооружении и снаряжении. Чуть ближе к отдыхающим, под сенью мощного, увесистого дуба расположились пешие и конные армейцы Петра: одна группа охраняет большое походное знамя ярко-желтого цвета, другая, слева – разгружает кавалерийское снаряжение. В композицию тщательно вписан пейзаж: дубовая, солнцем залитая роща и часть стены «Даг-бары».
Научный сотрудник отдела
« Ф о н д ы» Р.МИРЗАЛИЕВА

Теги: