Коллекционный фонд Дербентского музея-заповедника формировался, базируясь на основных видах деятельности ДМЗ – научной, научно-исследовательской, просветительско-пропагандистской и т.д.
Коллекция живописи ДМЗ представляет интерес, в первую очередь, как многожанровостью, так и рядом широкоформатных композиций с разнообразным тематико-сюжетным построением.
Одной из таких работ является картина художника Мелика Агабалаева «Работорговля в Дербенте». В основу сюжета легла тема работорговли, центром развития которой являлся и город Дербент.
Рабство в Дербенте существовало с давних времен. Первые сведения о рабстве здесь сообщают еще средневековые арабские авторы. Так, ал-Истахри (Х век) пишет, что в Баб-ал-Абвабе широко развита торговля рабами, привозимыми со всех концов земли. Все эти сообщения согласовываются с тем фактом, что благодаря своему удобному географическому расположению на важнейших торговых путях, связывающих население Юго-Восточной Европы, Закавказья и Передней Азии, Дербент оказался очень рано втянутым в орбиту оживленных торговых связей. Сюда на невольничьи рынки («есир базар») привозили рабов из многих земель, в числе которых были «…греческие, печенежские, хазарские» и т.д. Рабство в Дербенте сохранялось и в поздние века. Авторы ХIII в. в числе товаров, продаваемых на дербентских базарах, называют «рабов и очень красивых девушек-рабынь». Адам Олеарий писал, что «…Татары (азербайджанцы) доставляли сюда много краденых детей. А также взрослых турков и русских для продажи, их затем перепродают в Персию».
На картине М.Агабалаева «Работорговля в Дербенте» запечатлен момент бойкой торговли людьми. Центральную часть композиции занимает фигура купца в чалме, с белой бородой. Правой рукой он держит за руку полуголую девочку-подростка, другая рука — заткнута за пояс. Чуть поодаль стоит голый по пояс, также выставленный на продажу, юноша-подросток. Девочка напугана, голова наклонена набок, длинные каштановые волосы распущены. Свободной рукой девочка пытается прикрывать свою наготу бирюзовым покрывалом. Трое мужчин-горцев в черкесках и каракулевых папахах принимают оживленное участие в торговле. Их ярко выраженная жестикуляция говорит о том, что им не безразличен исход торга. Далее, в левом углу картины запечатлена фигура еще одного горца в папахе, верхом, на навьюченном осле, как бы невзначай ставшего свидетелем торга. В центре композиции, расположившись на земле перед всей этой процессией, молодая женщина кормит грудью ребенка. На ее голову небрежно накинут платок светло-бежевого цвета. Рядом стоит корзина со всевозможным дорожным скарбом и едой. Торговля развернута у широкого импровизированного шатра.
Хранитель отдела «Фонды» Р.Мирзалиева