Нет дома в горах, чтобы в нем не использовали керамическую посуду. Потребность в керамике привела к тому, что в Дагестане возникли свои керамические центры в разных аулах, одним из которых является лакское селение Балхар.

Балхар угнездился на холме посреди горных ущелий, где домики нависают над узкими улочками с арочными переходами, где по стенам заборов налеплен кизяк для просушки.

Работами по выделке керамики занимаются здесь женщины, а мужчины исстари заготавливают хворост для обжига и торгуют готовой посудой. Прикосновение к гончарной глине до революции считалось для мужчины большим позором.

В этом отношении Балхар отличается от Сулевкента, где за гончарный круг садились только мужчины.
Женщины-балхарки формируют свое изделие на гончарном круге – жюлла (круглая доска, вращающаяся на стрежне).

Поверхность круга посыпается золой, затем на него накладывается лепешка глины – днище сосуда, а в момент вращения наращиваются боковые стенки.

После просушки сосуд расписывается. Красками для росписи служат белая и красная глина. Основные линии рисунка балхарки наносят красной краской, а белой глиной выполняется задуманный узор. Далее обжиг.

В старину обжиг производился в купольных печах – чара. На печи укрепляли конские черепа, которые должны были охранять посуду от порчи.

Наиболее распространенные формы балхарских изделий – это сосуды для хранения зерна, водоносные кувшины, маслобойки. Один из ярких экспонатов – ритуальный керамический кувшин «Урша».

Каждая невеста-балхарка должна собственноручно слепить такой кувшин, так как во время свадебной церемонии она несет кувшин, наполненный чистой родниковой водой в дом жениха.

После завершения свадебной церемонии эти кувшины занимают в доме самое почетное место, как бы являясь залогом семейного благополучия.

Теги: