В начале 2000-х годов дагестанские археологи выявили у башни №39 Северной стены (район парка им. Низами Гянджеви) ранее существовавшее мусульманское культовое место — «Ворота Судного дня».
На блоке башни расположена также рельефная персидская надпись 1412 г.: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха. Это благословенное здание построено во время правления эмира Исфандийара,- да сделает его Аллах владычество вечным! — рабом [божьим] Хаджа Рукн ад-Дином б. Хаджа Наджм ад-Дина. Восемьсот четырнадцатого года».
В помещении, на стенах, высечены четыре изображения луков со стрелами, направленными вниз (в восприятии мусульман — в «мир потусторонний»), и лигатурное написание букв лям и олиф , занимавшее в исламской символике, особенно в суфизме, важное место, представляющее собой первое слово в символе веры, знак-оберег с особым мистическим значением знаменитого меча зулфикар праведного халифа Али и могущественного меча ла, которым можно уничтожить все сотворенное.
Согласно данным археологии и письменных источников, данный культовый объект функционировал с IХ-Х вв. до нач. XX в.
Получается, что выявленный археологами объект – суфийская обитель.
Суфизм — мистико-аскетическое течение в исламе, который проник в Дагестан еще в раннем средневековье. По мнению ряда исследователей, широкое распространение мусульманской идеологии здесь шло именно в форме суфизма.
Суфийские общины широко действовали в Дербенте в IХ — ХI вв. Свидетельством этого является уникальная арабская рукопись «Райхан аль-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей») – суфийская энциклопедия, написанная уроженцем Дербента Абубакром ад-Дербенди.
В советское время этот выявленный культовый памятник как и суфизм в целом попал под запрет.
В настоящее время, после проведения здесь в 2002-2004 гг. археологических раскопок и, в связи с реконструкцией парка им. Низами Гянджеви, было бы очень кстати отреставрировать сам культовый объект и благоустроить его территорию.

Юсуфов Вели Мирзамагомедович — гл. библиотекарь-н/консультант

Теги: