Под рубрикой «История одного предмета» публикуем обзорную информацию о музейном экспонате из фондовый коллекции «Металл, железо».
Название: Ритуальная чаша. КП-1450
Место создания: Дагестан. Кубачи, 19 век.
Материал, техника: медь, полуда, ковка, гравировка.
Размеры: высота-13 см, диаметр горловины- 21см, диаметр тулова- 26 см.
На искусство изготовления дагестанских медных изделий большое влияние оказывали традиции соседних стран, таких как Иран и Азербайджан. Особенно большой популярностью в Дагестане пользовались изделия азербайджанских мастеров из села Лагич. Поэтому среди медной утвари часто встречаются образцы, выполненные в азербайджанских традициях. Эти изделия отличаются изяществом, совершенством форм предмета, а также богатым декоративным убранством. К подобным образцам медно-чеканной утвари можно, с большой вероятностью, отнести ритуальную чашу под КП-ым номером 1450. Ритуальную чашу использовали в свадебных обрядах. Обязательным было препровождение приданного невесты наполненной сладостями чашей. Поверхность ритуальных чаш часто украшали сурами из Корана. В Дагестане, как и в странах Востока, с принятием ислама распространенным видом декорирования поверхности изделия становится арабская каллиграфия. Исходя из этого, чаше придавали сакральное значение в качестве оберега дома, домашнего очага.
Бытовая чаша медная, покрыта полудой, глубокая. Основание круглое, слегка конической формы, плавно переходящее на выпуклые бока. Приземистое тулово чаши в верхней части переходит в невысокую, широкую горловину. Устье горловины широкое, круглое, с отогнутыми наружу плотными краями. По внутренней поверхности горловины проходят горизонтальные гравированные концентрические линии. С внешней стороны край горловины орнаментирован геометрическим узором. Вся поверхность изделия покрыта густой сетью орнамента. Основу орнамента составляет сложная композиция из различных мотивов растительного и геометрического характера. Основной мотив -мархарай (в переводе — «заросль») -ассиметричный орнамент из свободно разбросанных цветов и листьев. Композицию орнамента дополняет узор растительного характера- «кубачинский вьюнок» со спиральными побегами и мотив трилистника. Характерная черта данной композиции — присутствие раппопорта ,то есть ритмическое расположение одинаковых элементов. По кругу горловины проходит гравированная полоса, украшенная растительным орнаментом и арабской вязью. Растительный орнамент представлен восемью медальонами в форме цветка, между которыми расположилась арабская вязь. По тулову проходит сплошная широкая полоса орнамента в виде стилизованных растительных мотивов, нанесенных на изделие сплошной вязью. Отдельные элементы -ветки, листочки, цветы соединены множеством изгибов и завитков. По верхнему краю тулова, ближе к горловине две узкие каймы, композиция которых основывается на раппопортном повторении геометрических элементов в виде штрихов и полуколец. По кругу основания чаши проходят гравированные концентрические круги и ряд орнаментальных мотивов трилистника с закругленными боковыми листьями.
Данный музейный предмет представлен в экспозиции музея «Ковры и декоративно-прикладное искусство Дагестана».
Зав. сектор отдела «Фонды».
Ритуальная чаша
Предыдущее
« Сатыл XIX
Следующее
С праздником Курбан-байрам! »
Дербентский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник
Музейный комплекс посвящён истории Дербента,
самого древнего города на территории России