В рамках рубрики «История одного экспоната» отдел «Фонды» представляет серебряный пояс в составе коллекции «Драгметаллы и драгоценные камни» храняшийся под КП-ым номером 1627. 19в, Дагестан. Материал- серебро, техника- гравировка, чернь. Широкую популярность в Дагестане имели женские украшения. Они бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Больше всего были распространены серебряные украшения, золотые встречались гораздо реже, в основном у богатого населения. Все украшения по назначению и способу ношения условно можно разделить на головные, шейные, нагрудные, поясные и украшения для рук.
С нарядным платьем молодые женщины носили пояса с металлическими украшениями. Больше всего были распространены широкие кожаные пояса с массивной серебряной пряжкой, украшенной сканно- зерневым узором и составляющей нередко треть или половину всей длины пояса. Вместо кожи при изготовлении пояса часто использовали и плотную ткань с подкладкой. К данному типу поясов и относится пояс, который представляем вашему вниманию.
На матерчатую основу пришиты четыре ряда 20 копеечные монеты разных годов. Пояс застегивается на две крупные бляхи. На одной стороне имеется один куполовидный элемент с темной вставкой из стекла. На другой-по кругу 6 куполовидных элементов, а в середине большой купол с вставкой из цветного стекла, напоминающий бирюзу. Одна бляха украшена двойным геометрическим орнаментом:в центре орнамент представляет собой вытянутый прямоугольник с обрамлением в виде рам-«жгутов». Аналогичные рамы-«жгуты» имеются и по краям бляхи. Вторая бляха имеет застежку в виде медальона, украшенного спиралевидными кругам
Такие пояса изготовлялись во Владикавказе как дагестанскими, так и северо-кавказскими, а также и армянскими мастерами и были широко распространены у всех народов Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья. Из моды они вышли в 30-х годах нашего столетия. В настоящее время сохраняются как семейные драгоценности и произведения искусства.
Хранитель отдела «Фонды» Османова Т.Т.