В рамках рубрики «История одного предмета» отдел «Фонды» представляет картину художницы Светланы Гудковой «Дорога в новую жизнь».
Впервые с творчеством самобытной художницы Светланы Гудковой Дербентский музей-заповедник познакомился в 2019 году, когда она приехала в Дербент с выставкой своих работ. Руководство ДМЗ с огромной радостью и теплотой пошло навстречу желанию малоизвестной в Дагестане художницы из далекой республики Марий Эл и с удовольствием оказало помощь и поддержку в организации персональной выставки. И вот, летом 2019 года, в помещении Гауптвахты, на территории крепости «Нарын-Кала», в присутствии большого количества творческой интеллигенции, художников, музейных работников и просто любителей искусства, С.Гудкова представила на суд зрителя галерею своих работ. И ей, без преувеличения, удалось удивить и завоевать интерес к своему творчеству не только местных жителей, но и многочисленных иногородних лиц, туристов, гостей нашего города, для которых посещение цитадели «Нарын-Кала» в их турпоходе по достопримечательностям древнего Дербента является пунктом номер один.
Работы С.Гудковой обрели славу, во-первых, новизной техники исполнения, очень редко встречающейся даже в такой богатой различными декоративно-прикладными видами искусства, как многонациональная республика Дагестан. Эта техника именуется – картон, кора бересты. Хотя, на первый взгляд может казаться, что Светлане Гудковой, родившейся в городе Волжск республики Марий Эл, где с самого детства впитывается эстетическое сознание – ощущение и переживание красоты родной природы, родного края с его богатыми лесными насаждениями, редкой фауной, вековыми дубравами, все давалось легко. И что, якобы, фортуна ей благоприятствовала, одарив ее талантом мастера, наделенной художественным дарованием. Но, как призналась нам С.Гудкова, без кропотливого и упорного труда, без регулярного совершенствования творческих навыков и умений, нелегко достичь высокого уровня в любой творческой профессии, даже обладая редким талантом. Соответственно, творить в технике – картон, кора бересты, также непросто. Она требует большой концентрации сил, максимального внимания, терпения и, естественно, высокого мастерства.
Профессионально искусством живописи Светлана начала увлекаться с 2013 года. Она самостоятельно стала изучать различные техники живописи: холст-масло, живопись акриловыми красками, разновидность витринной живописи, которая предполагает построение композиций из разноцветных кусков стекла (витражного), подцвеченные вкруговую акриловыми красками (в виде основы). В дальнейшие свои планы С.Гудкова также включила освоение еще одной техники живописи – акварель и акварельные краски.
В благодарность за теплый прием, открытость, доброжелательность, а также за оказанную помощь в организации персональной выставки, Светлана Гудкова передала в дар Дербентскому музею-заповеднику четыре полотна, принадлежащие ее кисти. Три из них выполнены в жанре «пейзаж» — это «Деревенька», «Родные просторы», «Времена года». Первые два выполнены в технике – картон, кора бересты, а третье полотно «Времена года» в технике – стекло, витражные краски.
Отдельно хотелось бы остановиться на сюжете четвертой картины, подаренной С. Гудковой Дербентскому музею-заповеднику в 2021 году, во время прохождения очередной персональной выставки ее работ в помещении Гауптвахты, на территории крепости «Нарын-Кала». Она называется «Дорога в новую жизнь», жанр – быт. Холст, масло; размеры: 60 х 75 см.
Композиция цельно, масштабно, в спектре ярких, светлых, жизнеутверждающих красок, с особенным преклонением и любовью к традициям и обычаям, этнографии народов Кавказа, передает один из значительных и колоритных обрядов – свадебный. Светлана Гудкова настолько увлеченно, со знанием человека, глубоко изучившего и проникновенно восхищающегося уникальной этнокультурой народов Кавказа, реализовала свой замысел, что зрителю остается только искренне, по велению сердца наслаждаться творчеством художницы, словно увлекательным сюжетом полюбившегося бестселлера.
Невеста в ярко-зеленом свадебном уборе, с двумя длинными косичками, со скромно опущенным взором, восседает на белом грациозном коне. На голове покоится свадебный головной убор из ярко-желтой золотистой парчи, с длинной белой тафтой. Круп коня застелен небольшим ярко-красным ковриком. Жених, облаченный в черкеску красного цвета с рядами газырей, подпоясанный кожаным ремнем с пристегнутым к нему кинжалом, в высокой белой каракулевой папахе, придерживает коня за удила. Он мерным, спокойным, торжественно-флегматичным шагом направляется по извилистой горной дороге в путь, в новую, семейную жизнь. Молодое, строго-сосредоточенное лицо горца покрыто тонкой, аккуратно подстриженной щетиной бородки. Тонкая линия черных усов также украшает лицо молодого жениха.
Действо под названием «Дорога в новую жизнь» происходит на фоне горного пейзажа с сине-зелеными равнинами, полями и извилинами горных дорог. Задний план представлен в виде кульминации из сиренево-голубых, заснеженных горных вершин.
Хранитель отдела «Фонды» Роза Мирзалиева
