В данной работе хочу рассмотреть вопрос о самом загадочном виде средневековой посуды – сфероконических сосудах. Дать краткую информацию о центрах производства данной категории сосудов, при этом обращая взоры на Закавказский регион, на памятниках которого не только встречаются сфероконусы, но и зафиксировано их производство.
Среди археологических материалов, полученных при раскопках, керамические изделия составляют основную и самую многочисленную категорию находок. Всю керамику местного производства делят на две основные группы: неполивную и поливную.
Неполивная керамика представлена довольно неравномерно. Исходя из наличного материала, выделяется четыре основных вида неполивной керамики: кухонная, столовая, хозяйственная и специального назначения. Нас интересует категория- Керамика специального назначения. А относящиеся к ней изделия представлены мелкими предметами различного назначения: копилками, светильниками, крышками, сфероконические сосуды.
Эти предметы изготовлены из той же глины, что и посуда.
В средневековье на обширной территории Евразии существовал особый тип керамических сосудов, за свою форму получивших в научной литературе название «сфероконусы». Необычная форма, твердый как камень черепок, разнообразный орнамент вызывали у исследователей особый интерес. Благодаря обширному археологическому материалу и данным письменных источников в научный оборот внесена универсальная информация, позволяющая составить наиболее полное представление о локальных технологических особенностях производства, типах форм и орнамента, функциональном назначении и спектре использования сфероконусов.
Ареал распространения сфероконических сосудов включает обширную территорию – от Болгарии и Румынии на западе, до Китая на востоке и от Руси на севере до Северной Африки на юге. Археологические исследования показали, что сфероконусы были распространены на довольно обширной территории. Находки их связаны, как правило, с городами — центрами ремесленного производства. Исследования показывают, что данный тип керамики появился в VII-VIII вв. в Иране, позднее, возможно, в VIII-IХ вв. — в Ираке и Египте; в IX в. — в Средней Азии, Закавказье и Восточной Европе. В дальнейшем сферо-конусы широко использовались: в Азербайджане в IХ-ХIII вв., в Армении в Х-ХIII вв., на Северном Кавказе начиная с ХIII в., в Х- ХIV вв. в Поволжье и Средней Азии.
География распространения и концентрация сфероконических сосудов свидетельствуют о том, что эти изделия являлись атрибутом мусульманской культуры и были широко распространены на мусульманском Востоке.
До последнего уровень знаний не позволял ответить на многие вопросы, связанные с использованием и технологией изготовления этих сосудов. Сфероконусы — небольшие толстостенные небольшой емкости керамические сосуды со сферическим корпусом и коническим дном. Сосуд оканчивается полусферической головкой с вертикальным трубкообразным отверстием. Одни исследователи считали их зажигательными бомбами, другие — светильниками в мечетях, туалетными флаконами, «ртутными сосудами» для хранения и перевозки ртути. По мере накопления материалов вырисовывается мнение об их функциональном назначении и использовании как флаконов для лекарств, благовоний, масел и других ценных жидкостей.
Для сфероконусов характерна разная цветовая гамма, толстые стенки и массивное дно. Сосуды изготовлены на гончарном круге из глины без видимых примесей, в большинстве случаев орнаментированы. Качество черепка отличает большая плотность, прочность и звонкий металлический звук при ударе. Потребность в керамических изделиях с высокой механической прочностью поставила средневековых гончаров перед необходимостью поиска специального обжига -клинкерного. Клинкерный обжиг — сложный многоэтапный технологический процесс, требующий от 200 до 350 ч обжига, в течение которых достигается медленное изменение (повышение и понижение) температуры, доводящее черепок до спекания. Минералогический состав глин влиял как на огнестойкость и качество обжига, так и на цвет сосуда. Доказано, что содержание окислов железа в глине при температуре 1000 градусов придает черепку шоколадно-коричневую или красновато-бурую окраску. По всей видимости, этим объясняется кирпично-красный цвет сфероконических сосудов Поволжья и редко встречающихся красновато-бурых сфероконусов Кавказа. Желтовато-серый и серо-зеленоватый цвет черепка, как у среднеазиатских сфероконусов, образуется от незначительного содержания окиси железа и более высокого содержания извести в глине.
Сложный и длительный многоэтапный технологический процесс обжига, доводящий черепок сфероконических сосудов до спекания, вынуждал гончаров усовершенствовать устройство печей. Археологические исследования в керамических кварталах помогли установить, что сфероконусы обжигались в двухъярусных гончарных горнах с круглыми или прямоугольными загрузочными камерами со специальными перегородками, отсекающими высокотемпературные участки.
Если говорить о находках сфероконусов в Дербенте то можно взять 2014 год, где Дербентская приморская археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН проводила охранно-спасательные археологические раскопки в нижней приморской части города, носившей в XVI-XVII веках наименование Шехер-Юнан, то есть «Греческий город», а в XVIII-XIX веках — название Дубара, то есть «Две стены»
Работы проводились в 60-70 м к югу от северной городской каменной оборонительной стены. Было раскопано более 1000 квадратных метров культурных напластований мощностью до 3-х метров и более.
«На исследованном участке было встречено большое количество остатков средневековья. Культурный слой содержал большое количество материалов, включающих керамику как местного, так и импортного происхождения, медные монеты, стеклянные сосуды, браслеты, каменные жернова, ступы и небольшое количество керамических сфероконусов.
А также выявлена большая обжигательная печь, относящаяся к Сасанидскому времени (5-6 века).
Печь представляла собой прямоугольное сооружение размерами 6×3 метра из кирпича (размер 40x20x10 см) и глинистого раствора частью заглубленное, частью возвышавшееся над уровнем дневной поверхности той эпохи. Судя по уцелевшим остаткам, внутреннее устройство печи, принадлежащей к так называемым вертикальным обжигательным конструкциям, было сложным. Внизу симметрично располагались две сводчатые топочные камеры высотой до 0,9 метра, соединявшиеся через узкую щель, оставленную над общим горизонтальным полом. Поверх топочных камер был устроен пол обжигательной камеры. Он не доходил до узких стен печи, образовывая внутри по ее бокам две полости, через которые пламя и раскаленный воздух поступали в обжигательную камеру. Полукруглый арочный свод обжигательной камеры полностью обрушился еще в древности. Археологи предполагают, что в его центре имелось одно большое вытяжное отверстие. Два загрузочных отверстия, обеспечивавших доступ как в топочные, так и обжигательную камеру, находились в узких боковых стенах печи. Их в случае необходимости, по-видимому, закрывали мощными (70x60x7 см) заслонками с полукруглым нижним краем из обожженной глины.
Одна из таких заслонок, впоследствии вторично использованная жителями до монгольского Дербента, была найдена неподалеку от печи. Обмазанные глинистым раствором с высоким содержанием кварцевого песка стенки печи оплавились и превратились в сплошную твердую стекловидную массу серовато-зеленого цвета. По-видимому, температура обжига содержимого, загружавшегося в печь, превышала 1000 градусов по Цельсию.
«После завершающего цикла работы печь была полностью разгружена, поэтому до проведения специальных лабораторных исследований ее, нельзя сказать, что в ней обжигали. Впрочем, это едва ли была глиняная посуда, поскольку внутри и по соседству с печью не найдено никаких отходов гончарного производства. В окрестностях горна не было также обломков сасанидского кирпича, качественного или бракованного. А почти весь кирпич, обнаруженный внутри горна, имел на поверхности остатки раствора и, следовательно, относился к самой конструкции. Таким образом, если в горне все же обжигали сфероконусы, то она, во-первых, недолго использовалась (иначе вокруг были бы отходы), во-вторых, она была, по-видимому, полностью разгружена после финального цикла обжига. Внутри горна было обнаружено довольно большое количество слежавшегося белого порошкообразного вещества, которое может являться известью. Если это так, то горн мог быть предназначен для отжига известняка и получения извести. Во всяком случае, такова была цель последнего из проведенных в нем обжигательных циклов».
Все известные на данный момент сфероконические сосуды можно объединить в большие группы I и II.
У сосудов первой группы дно оформлено в виде конуса, чаще с выступающим закругленным штырьком (показать).
Разница в пропорциях сфероконических сосудов позволяет отнести их к разным типам, а по морфологическим отличиям тулова и донной части — выделить подтипы и варианты
Тип 1 составляют сфероконусы со сфероидным туловом.
Тип 2 представлен сосудами с яйцевидным туловом.
Тип 3 представлен сосудами с каплевидным туловом.
Сфероконусы второй группы плоскодонные (показать). Так же в обеих группах можно встретить сосуды с редкой формой тулова, венчика или горла.
Сосуды группы II определены в типы и подтипы по тем же характеристикам, что и сфероконусы первой группы. Однако варианты в группе II иные:
- плоское донце
- наличие поддона
- высокая ножка
- призма коническое основание.
Выделенные типы сфероконических сосудов можно объединить в хронологические группы, что позволяет установить время возникновения и развития этих сосудов в номенклатуре продукции гончарных изделий и динамику поступления импортных сосудов
На сегодняшний день с Дербентских памятников известно о малом количестве сфероконических сосудов. Хотя и на основании их можно разработать авторскую типологию сфероконусов Дербента. А также проследить эволюцию формы данной категории посуды с X до начала XV вв. Систематизировать материал, опираясь на стратиграфию, датировку комплексов, археологический контекст и широкий круг аналогий позволила бы установить время бытования тех или иных типов.