В рамках рубрики «История одного предмета» отдел «Фонды» представляет картину художника Мелика Агабалаева «Первые христианские миссионеры у царя Кавказской Албании Урнайра» (V в н.э.) КП-1440 2001 г. Холст, масло Размеры: 1,30 х 90 см.
«Вследствие взаимодействия с христианскими государствами (Византией, Арменией и др.) в Албанию постепенно проникает христианство. До принятия христианства албаны верили в явления природы. В годы правления албанского царя Урнайра (313-372 г.г.) начинается новый этап христианизации Кавказской Албании. По словам историка Каганкатваци, «получив вторичное рождение от святого Георгия-просветителя (первый каталикос Армении), он (Урнайр), озаренный духом святым, снова просветил агван». По преданию, святым Григорием была построена вторая, после Гиса, церковь в городе Амарасе. Затем «…Урнайр, царь наш, просил святого Григория рукоположить его (Григориса) внука Григория, епископом страны своей…. По доброй воле достойному святого Григория».
На картине запечатлен один из знаменательных моментов в истории Кавказской Албании – прибытие ко двору царя Урнайра христианских миссионеров. Урнайр восседает на троне из резного дерева, на фоне изображенного на стене большого круга с выбитым многолистником в центре, являющегося своего рода атрибутивным символом, оберегающим царскую власть. Овал лица Урнайра выразительно обрамлен щетиной бородки с длинными усами. Вьющиеся пряди волос до плеч, выбивающиеся из-под роскошной, позолоченной, с вкраплениями из драгоценных камней короны, подчеркивают благородство титулованной особы. Выражение лица со строгим, непреклонным, решительным взглядом, вкупе с горделивой осанкой, выдают в нем неординарного человека — правителя, царственного мужа.
Убор царя достоин чина государственного вельможи. Из-под черной шерстяной безрукавки-жилета выглядывают рукава нижней белой шелковой сорочки на манжетах из серебристо-серого атласа. Такого же цвета атласные шаровары заправлены в короткие остроносые сапоги из светло-коричневой мягкой кожи. Талия перехвачена красным поясом-кушаком, за пояс заткнут короткий кинжал в ножнах. В дополнение к парадному туалету царь накинул на плечи и грудь длинную парчовую накидку-шаль из тафты золотисто-бежевого цвета.
По правую руку от Урнайра запечатлен царский летописец, стоящий за рострой. Перед ним, на бюро лежит раскрытая книга для записей исторических событий (хронологий), на одной из страниц которой он пером заносит текст царского указа. Рядом, на полу лежит полуразвернутый свиток белой бумаги.
Слева от Урнайра стоит священник (каталикос), держащий в вытянутых вперед руках томик святой (религиозной) книги в переплете. Серьезно-сосредоточенный взгляд его пытливых глаз выдает в нем человека, служителя церкви, проповедника ортодоксальной христианской морали. Он облачен в рясу (хитон) свободного покроя из дорогой золотистой парчи, с бежевой каймой. Поверх рясы (хитона) накинут короткий балахон бордового цвета.
Перед троном Урнайра, напротив стоит молодой человек, запечатленный со спины. Вероятно, это один из важных сановников, предводитель миссионеров. Поверх коричневого кафтана с коротким рукавом и нижней рубашки с зауженной манжетой, пристегнута длинная красная накидка-плащ с символикой. Атласные шаровары молодого человека заправлены в короткие остроносые сапоги-скороходы. Далее, на фоне синей драпировки, видны фигуры вооруженных стражников, облаченных в доспехи. Перед ними, к трону царя выстроилось несколько мужчин из числа прибывших миссионеров. Они выделяются этнической внешностью, убранством одежды, с атрибутами походного снаряжения. В переднем левом углу запечатлен мальчик 12-ти лет, в белой тунике. Он, сидя на сундуке, читает раскрытую перед ним книгу. На свободный край сундука накинуто полотно атласной материи, рядом, на полу лежат стопки книг и свитки бумаги.
Хранитель отдела «Фонды» Роза Мирзалиева
