Представляем вашему вниманию уникальный предмет в составе коллекции «Керамика, фарфор, фаянс, дерево, стекло, кожа, кость, камень» — рог. КП-1707
Датировка: начало ХХ века
Место производства: Дагестан, с.Унцукуль
Материал, техника изготовления: кость, железо, металл, штамповка
Размеры: длина – 46 см, диаметр — 11 см
Рог – сувенир, изготовлен по форме настоящего рога животного, вероятнее всего – тура, изогнутый. Тулово – полированное, черного цвета, одна сторона фигурно-резная, в зубчатом декоре. Горловина широкая, в форме глубокой чаши, из золотисто-желтого металла, инкрустированная четырьмя выпукло-овальными медальонами с растительным орнаментом. Поле горловины орнаментировано комбинированным узором растительно-геометрического характера. Горловина также украшена двумя «зернистыми поясными» каймами. В нижней части рог имеет зауженное навершие вытянуто — каплевидной формы, из золотисто-желтого металла, с дублирующей инкрустацией и орнаментом. Рог также украшен тонкой цепочкой для подвешивания.
Рог — традиционный предмет быта и этнографии кавказских народов, в т.ч.дагестанцев. Рог в контексте быта и этнографии Дагестана — это, например, рог-бокал, который использовался для питья. Его изготавливали из рогов различных животных: быка, тура, козерога архара, яка.
Процесс выделки рога условно разделяют на два этапа:
- непосредственно обработка
- украшение
Но прежде рог варят. Это делается, чтобы размягчить внутреннюю часть рога, а затем вычищают специальным скребком. После внутрь рога наливают горячую воду – это помогает удалить оставшуюся там пленку. Обработка наружной части – процесс шлифовки производится сначала грубой шкуркой, затем более мелкой. Заключительный этап – полировка на войлочных кругах с использованием полировальной и шлифовальной пасты ГОИ, которую в простонародье называют «зеленкой».
У каждого рога свой диаметр «горлышка» — его тщательно замеряют, чтобы подогнать металлическую окантовку.
Если рогу суждено отправиться не к свадебному столу, а на полку сувениров, его декорируют. Это делают с помощью металла — «надевают» на широкую и узкую части рога отчеканенные или отштампованные вручную украшения. Мастера чаще всего используют мельхиор. Некоторые из них делают «воротник» и кончик рога, который «сглаживают»металлическим шариком, из серебра или гораздо более дешевой латуни.
Венцом ремесленного творения в изготовлении рога становится цепочка, которая соединяет его концы. К ней можно прикрепить ромбик, тоже из металла. На ромбиках делаются различные надписи, например «Кавказ», «Дагестан», а может быть индивидуальная гравировка.
«Отдай рог, отдай рог, я тебе говорю, оба рога отдай!» — восклицал незадачливый этнограф Шурик из «Кавказской пленницы». В советское время рога-бокалы были в каждом доме на Кавказе. Тогда он стал главным местным сувениром, висящим на цепочке на ковре. В связи с этим существует народное поверье: природный бокал должен висеть горлышком кверху, тогда благодать из рога изобилия никогда не иссякнет.
В традиционном обществе Дагестана рога символизировали плодородие и богатство. Для самих дагестанцев рог — символ почитания и гостеприимства, долголетия и мудрости, а также мужества и силы, поэтому его принято дарить мужчинам.
Таким образом, рог в Дагестане связан с традициями художественной обработки рога, имеет символическое значение и используется в качестве бытового предмета и сувенира.
Хранитель отдела «Фонды» Роза Мирзалиева