23 августа исполняется 299 лет великому историческому походу русского царя, первого российского императора Петра Первого – Персидскому, который в официальных документах значится как «Шемахинская экспедиция». В ходе этой экспедиции Петр Первый побывал в Дербенте.
23 августа 1722 года войска Петра Первого подошли к древнему Дербенту, где его за версту от города встретил наиб Имам-Кули с большим числом знатнейших людей города. Наиб преподнес императору всероссийскому на серебряном блюде ключи от городских ворот.
Итогом Персидского похода явилось присоединение к России Дербента и утверждение российского присутствия на Северном Кавказе.
В 1849 году на Кавказе побывал прославленный русский художник Тимм Василий Федорович (1820-1895 г.г). Пребывание на Кавказе вдохновило его на знаменитый «Русский художественный листок», который он начал издавать в 1851 г.
В составе научно-вспомагательного материала из фондов Дербентского музея-заповедника имеется рисунок Тимма В.Ф. «Землянка Петра Великого в Дербенте. 1722 год».
Рисунок выполнен в технике – тоновая литография, из серии «Русский художественный листок» № 3 за 1851 год. Размеры листа: 22,5 х 14,5 см.
Коротко о том, что с собой представляет техника тоновой литографии?
Простым графитным карандашом можно передать блеск воды и стекла, бархатную и атласную ткань, кору дерева и нежнейшую форму лепестка розы. И дело здесь в тоне, и только в нем.
Слово «тон» (от греч. tonos — напряжение) означает общий светотеневой строй изображения.
Итак, тоном называют светотеневой строй изображения. Следовательно, перед художником, выполняющим длительный творческий рисунок пейзажа или бытовой сценки, стоит задача передать в своем произведении тональные отношения между всеми элементами изображения, чтобы рисунок производил на зрителя впечатление не только глубоким жизненным содержанием, но и выразительностью формы.

Правитель города Имам-Кули-бек предложил Петру свой дом для ночлега, но тот отказался. До сих пор не ясно, почему император выбрал для ночевки землянку, а не дворец или другой дом с более комфортными условиями. Самое известное место, которое связано с пребыванием Петра I в Дербенте – это землянка, в которой император заночевал 23 августа 1722 г. По свидетельству участника похода врача Дж. Белла: «…царь предпочел заночевать в полуподвальной хижине с деревоземляной крышей, хотя мог остановиться во дворце персидского наместника, который бежал из Дербента до прихода русских». Известно, что землянка располагалась в нижней части города, рядом с морем.

На рисунке В.Ф. Тимма «Землянка Петра Великого в Дербенте» изображена заглубленная в землю низкая хижина из камня с двускатной деревоземляной кровлей и неказистым входным проемом. Очевидно, этот рисунок с натуры был сделан накануне сооружения здесь ограды из каменных пирамидальных колонок с ажурной металлической решеткой. По бокам прохода к землянке стояли два столбика, увенчанные царскими коронами.
«Землянка стала местом паломничества членов императорской семьи, — пишет Александр Кан, обозреватель Русской службы Би-би-си. — Большое впечатление она произвела и на побывавшего в Дербенте и описавшего ее в книге «Кавказ» Александра Дюма».
В 1870-х гг. по инициативе российских солдат и офицеров существовавшая вокруг землянки Петра I ограда была заменена монументальным прямоугольным открытым 24-колонным зданием-периптером с металлической крышей. Тогда же у фасада были выставлены пушки и часовые, а над входом в павильон разместилась надпись «Место отдохновения Императора Петра Великого».
В 2015 году на месте землянки Петра Первого был возведен современный музейный комплекс- культурно-исторический центр, представляющий собой архитектурную композицию, включающую павильон-колоннаду, остатки землянки Петра Первого, памятник российскому императору и здание музея.

                              Научный сотрудник
Отдела «Фонды»                                                Роза Мирзалиева

Предыдущее

«

Следующее

»