В экспозиции музея «Ковра и декоративно- прикладного искусства» вашему вниманию представлен поднос XX в. КП- 1075. Место создания: Дагестан; материал: Медь гравировка.
Круглый поднос слегка отогнутым краем с чеканно гравированным орнаментом с растительным мотивом были очень популярны в Дагестане.
Медная посуда по сравнению с керамической или деревянной была более надежной в быту. Поэтому с развитием обработки меди, постепенно керамическая посуда стала заменяться медной.
Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством «выколачивания» изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется «чекан», передавали из поколения в поколение. Крупными центрами медно-чеканного производства являлись аварские селения Гоцатль и Ичичали, лакское село Кумух, даргинское село Кубачи. Медночеканщики работали в Дербенте. Например, в 30-х годах XIX века здесь работало четыре медника. Они изготавливали медные котлы, подносы, кувшины, чашки и прочее. Медь приобретали в Кизляре и Астрахани.
В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.

Теги: