Армянская церковь, XIX в.

Армянская церковь, XIX в.

Состоит на государственной охране как памятник архитектуры и является объектом культурного наследия федерального значения, на основании Постановления Совета Министерств РСФСР №1327 от 30.08.1960 г.

Строительство церкви во имя Святого Всеспасителя в армянском квартале города Дербента на месте, где в начале XIX в. существовала армянская часовня, было начато в 1860 г. Завершено строительство церкви в 1871 году . В 1872 году храм был освящен.

В 1888 году с запада к церкви была пристроена колокольня на пожертвования местного жителя Ованеса Панунцева. Вся верхняя часть здания построена на средства купца Сергея Качкачева .

Церковная служба проводилось не более двадцати лет и прекратилось в связи с начавшейся армяно-тюркской междоусобицей, а позднее гражданской войной. Церковь была частично разрушена. С 1970 года началась реставрационные работы по восстановлению храма, в 1980 году эти работы были завершены. И церковь приобрела былой вид.

Церковь была построена по проекту писателя-демократа Г.М. Сундукяна, сосланного в Дербент в 1853 году. За пять лет ссылки Г.М. Сундукян, используя технические знания, приобретенные в Петербурге, провел ряд работ по строительству и благоустройству города.

Здание крестово-купольное, размеры в плане 22,5 м х 15,7 м. Высота здания 25 м. Архитектура храма воспроизводит без существенных отклонений крестово-купольную композицию церкви, выработанную еще в Х в. Развитие этой композиции заключалось лишь в сужении боковых ветвей креста и повышении их пропорций, благодаря этому еще сильнее выделилось подкупольное пространство, увенчанное высоко поднятым куполом, который господствует над всем зданием. К широкому подкупольному пространству примыкают узкие северная и южная ветви креста, с восточной стороны – прямоугольная абсида. Наружные объемы храма следуют вполне выработанной системе: они четко и ясно передают крестово – купольную композицию здания. Ветви креста выделены щипцами повышенной пропорции; угловые части немного понижены. Здание поставлено на высокий каменный цоколь. Ко всем трем входам (с севера, запада и юга) ведут каменные лестницы. Входы в храм, расположенные на северном, западном и южном фасадах, обрамлены порталами из пилястр и полуколонн, переходящих в арки с килевидным завершением. Таким же образом, только без пилястр, решены наличники арочных окон (по 4 на северном и южном фасадах, 2 из которых – ложные, и 2 на западном).

Абсида решена в виде прямоугольного выступа с ложным окном . Над северным и южным порталами, а также на абсиде расположены крестообразные окна.

Основной массив здания завершается сложным декоративным карнизом с вогнутой поверхностью, обрамленной полуваликом. Низ карниза подчеркнут шатровым фризом. Карниз идентичен тому, который выполнен на массиве здания. Особое место в облике здания занимает декоративные убранства широкого светового барабана, диаметр которого составляет 7 м. На каждой грани расположены вытянутые арочные окна. Ребра граней, обрамленные полуколоннами с капителями, которые соединены между собой арочными полуваликами с замковым камнем на его вершине. Дополнительный объем этой композиции придает карниз, идентичный тому, что выполнен на самом здании, но с более ярко выраженным и объемным. Барабан перекрыт веерообразным зонтичным шатром, в чем также нашла отражение старая архитектурная традиция. Веерообразное покрытие куполов является, как известно, наследием армянского зодчества XI века.

Кровля двухскатная, крытая медью по деревянным стропилам, крестообразная в плане. Диаметр двенадцатигранного барабана составляет 7 метров, который перекрыт шатром из листовой меди. С запада к основному объему пристроена колокольня, нижний ярус у которой прямоугольный в плане с круглым отверстием диаметром 3,2 м. Размеры пристройки в плане представляет 5,95м на 5,75м. Высота колокольни со шпилем составляет 25м, размер колонн в плане 1,35 м х 1м. Второй ярус -восьмигранный с проемами, перекрытыми арками. Колокольня завершается восьмигранным шатром, крытым листовой медью. Более низкие, относительно основного объема здания, крыты односкатной крышей и обрамлены декоративным сложным карнизом, но без шатрового фриза.

Внутреннее пространство храма также решено в традиционном, сложившемся к XVIII в. стиле. Его отличают строгость и рационализм во всех деталях. Главный сводчатый купол здания держится на 4 каменных квадратных столбах, расположенных в центре зала. Столбы украшены капителями, расположенными на двух уровнях, на верхнем уровне расположены арки, соединяющие столбы между собой и образующие базу для купола, внутренний диаметр которого составляет 7 м. Нижние капители дают основу для стреловидных арок, соединенных с пилястрами на наружных стенах.

Пол алтаря приподнят над общим уровнем на 80 см, на него ведут с двух сторон лестницы, состоящие из 5 ступенек. Алтарь и нефы перекрыты полукруглыми арочными сводами. По обе стороны от алтаря на нижнем ярусе устроены кельи с небольшими квадратными окнами. У входа в келью в северной стене имеется каменная купель с иконостасом. С алтаря на верхний ярус абсиды в обе стороны предусмотрены узкие арочные проходы с каменными лестницами из 8 ступенек. Сбоку от каждого прохода в стене устроена каменная ниша, обрамленная пилястрами с капителями с арочным килевидным завершением. Помещения верхнего яруса ограждены от зала деревянными перилами.

Внутри храма, справа от входа в западной и южной стенах сохранились следы от лестницы, ведущей на деревянную хору. Хора представляет из деревянный балкон с перилами, консоль которого поддерживается двумя деревянными столбами.

Окна в виде креста располагаются в восточной, северной и южной стенах . В западной стене над хорой установлена прямоугольное окно.

В настоящее время внутри храма расположен Музей ковра и декоративно – прикладного искусства. На абсиде установлен ковровый станок с ковром, а также расположены витрины. На стенах и колоннах храма вывешены ковры ручной работы народов Дагестана XIX-XX вв., в зале под стеклянными стендами представлены ювелирные украшения, изделия из дерева, элементы одежды горцев, изделия из фарфора и керамики. На подиумах по залу представлены медночеканные изделия, балкарская керамика и деревянная утварь горцев. У входа храма слева установлен стенд, рассказывающий об истории рождения музея. Стены храма толщиной 1 метр состоят из наружной и внутренней облицовки, из ракушечника размером в среднем 0,4м х 0,5м и забутовки между ними из камней на известковом растворе. Стены внутри выполнены из хорошо отесанного камня ракушечника. Пол вымощен плитами из ракушечника размером 40 см. х 40 см. В цокольной части здания, в месте расположения металлического сейсмопояса наблюдаются отдельные сколы каменной кладки, произошедшие в результате того что металл сейсмопояса корродировал и произошла усадка здания с выдавливанием частей каменной кладки как с внутренней, так и с наружной стороны. Также по всей наружной части здания имеются многочисленные следы сколов от пуль и снарядов, образовавших во время боев, проходивших в Дербенте в гражданскую войну в начале прошлого века.

Армянская церковь, XIX в.
Армянская церковь, XIX в.
Армянская церковь, XIX в.
Меню