Cтены Дербентской крепости , VI в. «Южная стена»

Состоит на государственной охране как памятник архитектуры VI в., является объектом культурного наследия федерального значения, на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327.

Возведение существующих каменных стен Дербентской крепости относят к VI века н.э. Основанием такой датировки послужили арабские письменные источники IX-X вв. Арабские авторы связывают строительство города Дербента с именем царя Сасанидской Персии Хосрова I Ануширвана (531 – 579 гг.). Кроме того, сообщения арабских авторов поддерживаются и пехлевийскими строительными надписями, которые расположены на северной стене.

Подобные надписи отсутствуют на южной городской стене. Данный факт свидетельствуют о том, что южная и северная стены строились не одновременно. В тоже время, сходство техники кладки приводят к выводу о том, что постройка южной стены не могла осуществляться намного позже, чем северная. Вероятно, возведение городских стен проводилось в два этапа, отделенных друг от друга небольшим промежутком времени. Причем, северная стена была возведена раньше, так как именно она должна была защитить персидское население от набегов северных кочевых племен. Строительство южной городской стены относится к VI веку.

Протяженность южной городской стены около 3 км. В южной стене имелись семнадцать башен только прямоугольной формы, расположенных на расстоянии 180 м друг от друга. Этот факт объясняется тем ,что южная стена не несла серьезной оборонительной функции. Ее назначением было охранное ограждение таможенной зоны, и этим обусловлены ее строительные особенности: простота и экономичность линии, меньшая толщина стены, панцирная кладка, которая более похоже на облицовку, нежели на противотаранный панцирь, и др.

Южная городская стена построена из крупных блоков, которые, будучи уложены ложком и тычком, составляют наружную облицовку кладки, а тело стены заполнено бутовым камнем, скрепленным известковым раствором очень высокого качества. Южная стена, в отличие от северной, не имеет перевязки со стенами цитадели и лишь примыкает вплотную к ее юго- восточному углу. Так же, в отличие от северной стены, южная стена не имеет фундамента и основанием ей служит хорошо выровненная поверхность.

Южная городская стена

В VI веке началось распространения ислама не только на Аравийском полуострове, но и на Ближнем Востоке, Кавказе и т.д. В 642 году арабы появились у стен Дербента, но, несмотря на разгром Сасанидской державы, город оказался хорошо укрепленным. Его правитель Шахрияр, доводившийся родственником сасанидскому царю, вел себя весьма независимо и заключил с арабами мир.

Однако укрепиться в этот период в Дербенте арабы не смогли и еще более полстолетия воевали с хазарами за обладание городом. Окончательно город вошел в состав Арабского халифата в первой четверти VIII века при Масламе бен Абд аль- Малике.

В XIX веке, по мере закрепления царской власти в Дагестане, необходимость содержания крупных крепостей отпадала. Осада города Дербента в 1831 году Гази-муллой была последней, которую пришлось выдержать дербентским укреплениям. В 1867 году Дербентская крепость, окончательно утратив свое оборонное значение, была упразднена. О поддержании городских стен в прежнем состоянии уже никто не заботился . Отдельные участки стены стали разбираться местными жителями, которые использовали их для постройки домов. Часть стены была снесена при расширении города.

Таким образом, к началу XX века большая часть южной городской стены была утрачена. В настоящее время сохранились два больших участка стены . Первый участок длиной около 400 м примыкает к железной дороге. На этом участке с внутренней стены сохранилась каменная лестница , по которой защитники города поднимались на стену. Ширина стены в этом месте около 3 м.

Второй сохранившийся участок южной стены, длиной около 800 м, расположен в верхней части города и примыкает к цитадели.

Незначительные остатки южной стены сохранились в районе верхнего базара, высотой до 10 метра, ширина 24 метра. К этому участку примыкает бастион высотой 12 метров .

Немаловажным элементом южной стены являются ее бастионы – башни. Одна из них башня № 58 (обозначение башни принято в соответствии с архивными материалами 1720 –х годов). Судя по характеру кладки стен, время строительства башни и прилегающего участка южной городской стены можно отнести к арабскому периоду истории города Дербента – VII – Х вв. Башня № 58 расположена в южной городской стене и образует в плане прямоугольный выступ размером 9 м х 14 м. Кладка некоторых участков стен башни выполнена из прямоугольных камней ракушечника размером в среднем 100 см. х 65 см х 25 см, уложенных попеременно ложком и тычком, с рядами камней, уложенных плашмя. Другие участки стены выложены из камней меньшего размера без горизонтальных рядов. В верхней части стены башни образует парапет шириной до 1,5 м и высотой изнутри до 2,5 м. Верхняя внутренняя поверхность башни представляет собой растительный слой земли.

К востоку от ворот Кала–капы находится выступающая на юг полукруглая башня № 59. На северном фасаде к востоку от ворот в стене устроена каменная лестница (которая ведет в боевое помещение, размещенное в башне на высотке 3-х метров от земли). Стена над воротами и башней имеет парапет с бойницами. Кладка стен восстановленных ворот выполнена из прямоугольных камней ракушечника с высотой ряда от 20 см до 50 см. Кладка некоторых участков башни выполнена из рустованных камней размером в среднем 30 см х 40 см, что указывает на время ее (кладки) возведения – XVII в.

Башня №56 находится на южной городской стене. С запада к башне примыкает сохранившийся участок городской стены длиной 20,5 м. С востока городская стена утрачена. В плане башня представляет собой прямоугольный выступ размером 6,8 м х 13,6 м со сплошной забутовкой внутри. Кладка стен башни и примыкающей с запада участка стены выполнены из прямоугольных камней ракушечника размером в среднем 120 см х 60 см х 25 см, уложенных попеременно ложком и тычком. Верхняя часть башни, западная ее стена и участок стены к западу от башни сильно разрушены. С севера башня и стена оказались встроенными в современную жилую застройку.

Важной деталью архитектурного оформления стен являлись городские ворота.

В южной стене таких ворот было четыре.

Ворота Кала-капы (XVI – XVIII вв.)

В переводе с тюркского языка означают «цитадель». Это первые ворота от цитадели на южной городской стене. На северном фасаде к востоку от ворот в стене устроена каменная лестница, которая ведет в боевое помещение, размещенное в башне на высоте 3 метров от земли. Стена над воротами и башней имеет парапет с бойницами. Кладка стен восстановленных ворот выполнена из камней ракушечника с высотой ряда от 20 см до 50 см. Кладка некоторых участков башни выполнена из рустовых камней размером в среднем 30 см х 40 см, что указывает на время ее кладки – XVII век.

Проем ворот, вероятно, появился, когда город был во владении турок, в период обострения борьбы Дербента и Ширвана. В отличии от других ворот, эти ворота ведут не в город, а непосредственно к входу в цитадель. Проем ворот прямоугольный шириной 2,4 м, высотой 3,7 м. С наружной стороны проем ворот имеет плоское перекрытие, а со стороны города – стрельчатую форму, что делает их схожими с древними воротами, для которых характерна именно такая конструкция. С восточной стороны ворот расположена полукруглая сторожевая башня. Несмотря на некоторую схожесть ворот Кала-капы с более древними воротами, они позднего происхождения. Сооружение ворот специалисты относят к XVIII веку, к периоду вхождения Дербента в состав Кубинского ханства и приписывают Фет-Али-Хану.

В 1920 году ворота обрушились и на их месте, долгое время, существовал полом в стене. В 1960 году они были восстановлены.

Ворота Баят-капы (VI в.)

Вторые ворота южной стены. Согласно преданию, название ворот связано с тюркским племенем «баят »500 семейств которых персидский шах Исмаил I (1501- 1524 гг.) переселил с Ирана и поселил в районе этих ворот.

В трудах арабских историков IX – X вв. упоминания ворот Кала – капы не встречаются. Ворота Баят –капы первыми от цитадели, поэтому принято считать, что они были заложены при строительстве самой городской стены или, по крайне мере, при капитальных работах, проведенных в VII –IX вв.

На чертежах XVIII века ворота изображены с двумя арочными проемами, внутренним и наружным, между которыми в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом.

В 1811 году, во время ремонтно – восстановительных работ фортификаций города, проводившихся под руководством русского военного инженера Карпова, ворота были капитально перестроены. Проемы ворот приняли форму полуциркульной арки, а проход между ними перекрыт деревянным накатом. По бокам ворот были сооружены две сторожевые полукруглые башни.

Ворота Орта – капы (VI в.)

Название ворота получили от района древнего города – «Орта – Капы» (средний холм), примыкающий к этим воротам. Красота, торжественность и изящество говорит о том, что они были главными парадным въездом в город с юга.

Ворота Орта- Капы относятся к числу древнейших ворот в городе и датируются VI веком . Возможно, они перестраивались в XI веке, т.к. на одном из камней имеется дата проведения ремонтных работ 435 год хиджры (мусульманского летоисчисления ) , что соответствует 1043- 1044 гг.

Ворота Орта–капы фланкированы прямоугольными глухими башенными выступами и двумя маленькими стрельчатыми арками, опирающимся на две крупные колоны со сталактитовыми капителями. Над разгрузочной аркой на южном фасаде расположен водомет в виде каменной скульптуры головы льва. С помощью водомет отводилась вода с боевой площади, которая находилось с внутренней стороны ворот. Возможно, водомет также использовался в целях обороны (например, в него могли лить горячую нефть и др.).

Ворота Орта–капы укреплены двумя квадратными башнями, а главный проем перекрыт плоской клинчатой перемычкой с зубчатым замковым камнем. Верхняя часть ворот с бойницами сооружена в 1811 году по проекту военного инженера Карпова .

Ворота Дубары–капы (X-XI вв.)

Со второй половины VIII века происходило активное развитие приморского района межстенного пространства Дербента, что было связано с превращением города в крупнейший центр морской торговли и самый значительный порт на Каспийском море.

С этого времени развитие застройки города происходило в двух направлениях: от цитадели вниз, к морю, и от порта вверх, к цитадели.

Новая нижняя часть города стала называться «дубара» – второй (город). Это был главный торговый центр города. Отсюда и название ворот, которые вели в эту часть города. Ворота Дубары-капы – четвертые по счету от цитадели. Они фланкированы прямоугольными выступами, датируемые XVI – XVII вв. Одновременно с выступами была сооружена и ниша со стрельчатой аркой. Что касается перекрытия ворот, то оно не сохранилось.

Рубрика:
Теги: