В прошлом каждая девочка, едва встав на ноги, проводила время у коврового станка, повторяя закрепление узелков за матерью и старшими сестрами.
Говоря о Дербенте, нельзя не упомянуть о главной его хозяйственной «достопримечательности» – ковровой фабрике.
Ворсовые ковры, сотканные руками ковровщиц-надомниц, отличались изящным подбором цветов, сложностью рисунка и поразительной прочностью. Ковры издревле были главным богатством хозяев, переходя по наследству. По количеству ковров, покрывавших стены и полы кунацких и спален, как и по богатству оружия, определялась степень родовитости и значимости в обществе хозяина дома. Бедняк не мог позволить себе роскошь иметь ковер, хотя и жена, и дочери были мастерицами. Изготовление ковра ручной работы очень трудоемко. Оно длится месяцами, к тому же сырье: пряжа и красители стоили дорого.
В мае 1946 года был составлен договор на передачу бывших конюшен, принадлежавших колхозу имени Жданова, ковровой базе для организации красильного цеха по централизованной покраске пряжи для ковровых фабрик Дагестана.
Перемотка в мотки пряжи производилось на самодельных станках, приводимых в движение руками рабочих.
Крашение производилось в деревянных бадках, подготовка пряжи, то есть мойка, перед крашением велась отдельно. Рабочие красильщики по пояс мокрые, вручную производили поворачивание пряжи в кипящем растворе красителя в бадках.
Им приходилось зачастую работать при керосиновых лампах. В таких условиях работы возможно было покрасить только 60-70 тонн пряжи в год и то только одного вида чистошерстяной пряжи, вырабатываемой фабрикой «Дагюн».
В 1958 году артель «30 лет Октября» была переименована в красильно – аппретурную фабрику. В эти же годы на фабрике установили первую куортомотольную машину ДМ-3, красильный аппарат КТ-100, сушильную камеру КС-2-2М. Новое оборудование позволило увеличить выпуск крашеной пряжи до 200 тонн.
В 20-е годы начали создаваться артели надомниц, правление артелей обеспечивало мастериц необходимыми материалами, брало на себя заботы по сбыту готовых изделий. Одна из таких артелей в 1960 году была преобразована в ковровую фабрику. В 1968 году фабрика удостоена звания предприятия коммунистического труда.
Лучшие мастерицы ковроделия орденоносец Гюльзаде Ахмедова, Наимо Гаврилова, Патимат Мирзоева, Маржият Карачанова и другие опытные ковровщицы шефствовали над девушками- горянками – выпускницами фабричной ковровой школы.
На фабрике развивались разные формы социалистического соревнования. Для молодых было очень действенно движение под девизом: «За два года – вровень с кадровыми рабочими». Ежегодно проводились конкурсы на лучший ковер.
В январе 1972 года Государственная аттестационная комиссия присвоила Знак качества ворсовым коврам ручной выработки «Табасаран», «Дербент», «Дербент местный» и «Ахты», в декабре еще трем коврам: «Шала», «Михраб» и «Сафар юбилейный». Их авторы – лучшие ковровщицы: сестры Гаджихановы, Г.Ахмедова, Н.Мирзамагомедова, Г.Шихгасанова, Л.Алискерова, С.Шихсинова, С.Эскендерова – уже не раз получали призы Всесоюзных ярмарок, дипломы и грамоты Совета Министров СССР и ВЦСПС. Благодаря их труду, фабрика получила три Памятных знамени. Отзывы о высоком качестве ковров шли со всех стран, в которые экспортировались продукция Дербентской ковровой фабрики имени XXIII съезда КПСС.
В ноябре 1974 года красильно-аппретурная фабрика объединилась с коврово-сбытовой базой, и на базе этих двух ПРЕДПРИЯТИЙ был создан коврово-производственный комбинат.
На комбинате были установлены высокопроизводительные куортомотольные машины ДМ-И, установлены 7 красильных аппаратов КТ-100 и 10 модернизированных сушильных камер КС-2-2М.
Был выстроен административный корпус со служебными помещениями, построен красный уголок, круглосуточно работали душевые. Все, проделанное по усовершенствованию производства, позволило повысить производительность крашения пряжи до 800 тонн в год. Кроме того, на комбинате красили шерстяную, аппаратную и камвольную пряжу, хлопчатобумажную, полушерстяную, а также бурочную полость.
40 тысяч ковров и ковровых изделий, изготовленные из пряжи, крашеной на коврово-производственном комбинате, были поставлены на экспорт.
К услугам крашения Дербентского коврового комбината прибегали фабрики Курской, Астраханской областей, Чувашии.
Комбинатом было освоено 10 видов новых красителей, разработано 20 новых оттенков крашения пряжи.
На данный момент Дербентский коврово-производственный комбинат не функционирует.
У нас в музее есть приобретенные безворсовые ковры и сумахи.
Ворсовые ковры, сделанные руками ковровщиц-надомниц, отличались изящным подбором цветов, сложностью рисунка и поразительной прочностью. Ковры издревле были главным богатством хозяев, переходя по наследству. По количеству ковров, покрывавших стены и полы кунацких и спален, как и по богатству оружия, определялась степень родовитости и значимости в обществе хозяина дома. Бедняк не мог позволить себе роскошь иметь ковер, хотя и жена, и дочери были мастерицами. Изготовление ковра ручной работы очень трудоемко, оно длится месяцами, к тому же дорого сырье: пряжа и красители.
В 20-е годы начали создаваться артели надомниц, правление артелей обеспечивало мастериц необходимыми материалами, брало на себя заботы по сбыту готовых изделий. Одна из таких артелей в 1960 году преобразована в ковровую фабрику. В 1968 году фабрика удостоена звания предприятия коммунистического труда.
Постоянный рост производительности труда на фабрике обеспечивается передовыми методами хозяйствования, что является образцом для других предприятий города. На фабрике используется новое высокопроизводительное оборудование: планируется расширение ассортимента изделий, которые пользуются повышенным спросом потребителя, ведется кропотливая работа по подбору и подготовке кадров. Лучшие мастерицы ковроделия орденоносец Гюльзаде Ахмедова, Наимо Гаврилова, Патимат Мирзоева, Маржият Карачанова и другие опытные ковровщицы шефствуют над девушками- горянками – выпускницами фабричной ковровой школы.
На фабрике развиваются разные формы социалистического соревнования. Для молодых очень действенно движение под девизом: «За два года – вровень с кадровыми рабочими». Ежегодно проводятся конкурсы на лучший ковер. Многие мастера узоров стали подлинными художниками. В январе 1972 года Государственная аттестационная комиссия присвоила Знак качества ворсовым коврам ручной выработки «Табасаран», «Дербент», «Дербент местный» и «Ахты». А в декабре еще трем коврам: «Шала», «Михраб» и «Сафар юбилейный». Их авторы – лучшие ковровщицы: сестры Гаджихановы, Г.Ахмедова, Н.Мирзамгомедова, Г.Шихгасанова, Л.Алискерова, С.Шихсинова, С.Эскендерова – уже не раз получали призы Всесоюзных ярмарок, дипломы и грамоты Совета Министров СССР и ВЦСПС. Благодаря их труду фабрика получила три Памятных знамени. Отзывы о высоком качестве ковров идут со всех стран, в которые экспортируется продукция Дербентской ковровой фабрики имени 23 съезда КПСС.
Своими успехами ковровая фабрика во многом обязана фабрикам «Дагюн» и красильно- аппретурной.
Дербентская приморская археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН под руководством кандидата исторических наук А. Таймазова с середины августа по декабрь 2014 года, проводила археологические раскопки в нижней приморской части города, на территории воинской части в Дербенте.
Одной из важнейших задач работы археологической экспедиции было исследование кладбища солдат Дербентского гарнизона Низового корпуса Русской Императорской армии. В раскопках было выявлено несколько погребений в простых грунтовых могилах. Все захоронения были совершены по христианскому обряду. В нескольких погребениях были обнаружены бронзовые нательные крестики, которые дают возможность определить дату захоронений, религиозную и этническую принадлежность погребенных. Все крестики представляют различные типы, все они православные, с соответствующими надписями под титлами, и датируются они в целом концом XVII века – серединой XVIII века. Выявленные погребения относятся к Петровской эпохе (1722 -1735гг). Обнаруженные погребения находились рядом с тем местом, где был расквартирован российский гарнизон.
Материалы полевых раскопок (коллекция православных нательных бронзовых крестиков в количестве 33-х экземпляров) были переданы на хранение в фонды Дербентского музея – заповедника для дальнейшего изучения.
Крест – это самый известный атрибут христианства и считается одним из самых древних символов. Нательный православный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу.
Условно данную коллекцию можно разделить на несколько групп, так как отличаются удивительным разнообразием форм и декора.
К первой группе (самой многочисленной) можно отнести простые и распространенные четырехконечные кресты, которые состоят из 2-х пересекающихся прямоугольных балок. Вертикальная балка длиннее горизонтальной. Центральным и самым главным элементом композиции лицевой стороны является восьмиконечный Голгофский крест, с копьем и тростью, который символизирует Русскую Православную церковь. Трость и копье по приданию – это орудия, которыми истязали Христа, обычно они расположены воль креста. В верхней части вертикальной балки монограммы ЦРЬ СВЫ (царь Славы), что обозначает, славящие бога. На отдельных видах крестов встречается монограмма СНЬ БЖIЙ (сын Божий). На горизонтальной балке, по боковым оконечностям, расположены монограммы IС и ХС – символизирующие имя Христа. Под титлами, по сторонам Голгофского креста монограммы в две строки НИ КА (по – гречески Победитель). Эта надпись является символом победы Христа над смертью, а также его Воскресенье. В нижней части вертикальной балки расположено изображение Горы Голгофы, в виде полусферы с головой Адамовой в пещере. В переводе Голгофа –это «череп», символическая голова прародителя Адама. Под Голгофой в две строки монограммы МЛ РБ (Место Лобное Раю Быть). Объясняется это так – крест на котором принял смерть Христос, открыл врата рая. Поэтому Лобное мест ( Голгофа) стало раем.
На обратной стороне крестиков нанесена рельефная молитвенная фраза, в качестве оберега от злых духов и бесов. Обычно это надпись: «Спаси и Сохрани» или «Да воскреснет Бог». Так как крестики при ношении соприкасались с телом (они имеют сильные потертости), поэтому молитвенные фразы в основном трудночитаемые. Оглавие крестиков имеют вид плоского ушка. Четырехконечные православные крестики относятся к распространенному типу, имевших несложные упрощенные формы, что является признаком массового производства.
Утвержденных правил относительно того, как должен выглядеть нательный крест, в православии нет. Но мастера в разные времена все – таки старались придерживаться определенных норм. На форму и внешний вид изделия, помимо церковной традиции, влияли художественные тенденции, характерные для той или иной эпохи, личные пристрастия автора.
Уже в следующей группе крестов мы встречаем четырехконечные кресты с прямоугольными концами и лучиками (в виде стерженьков), выходящими из средокрестия (место пересечения балок). В данных образцах средокрестие уже имеет форму круга, ромба, вокруг средокрестия ажурный и лучистый венец стал присутствовать растительный орнамент.
Интересны и необычны православные кресты с полумесяцем(цата) в месте пересечения балок. Это изображение не имеет ни малейшего отношения к исламу или некой победе над мусульманами. Полумесяц имеет очертания якоря – знака уверенности твердости. Встречаются и другие значения полумесяца на православном кресте: например – люлька, принявшая младенца Христа, корабль церковный, купель и. т. д. Кресты с изображением цаты(полумесяца) украшали купола древних храмов и датируются 1165, 1197 годами.
Следующая группа четырехконечных крестов отличается плавными линиями, формы балок которых представляют собой стилизованный трилистник (клеверный), считающийся символом Пресвятой Троицы. Тип такого креста почитался еще в дохристианский период.
Наиболее интересной разновидностью четырехконечных крестов, является образец с прямоугольными клеймами, обрамленные белой эмалью. Средокрестие (место пересечения балок) имеет форму круга, окаймленного растительным орнаментом, с выходящими лучиками, (в виде стерженьков, с шариками на концах). Голгофский Крест выполнен желтой эмалью. В этом образце Голгофа выполнена в виде ступеней (ступени духовного восхождения). Каждая из ступеней носит свое специальное имя: нижняя носит имя Веры, средняя – Любови, а последняя – Милосердие. Кресты с эмалями были еще в Киевской Руси, правда большей частью привозные, т.к. были очень дорогие и большим спросом не пользовались. Широкое распространение они получили в XVII веке. Вся символика, присущая простым четырехконечным крестам характерна для всех видов этой коллекции.
В заключении, на основании изученного материала, можно утверждать, что коллекция бронзовых нательных крестов, датируется концом XVIIв – серединой XVIIIвека. Выполнены они все из одного материала – бронзы. Разнообразие форм крестов можно объяснить тем, что обладатели этих крестов (солдаты Низового корпуса) были призваны на службу из разных мест, в которых существовали свои особые традиции и способы изготовления крестов. Характерная особенность крестов этой коллекции, это отсутствие на крестах изображения распятия Христа. Объяснить это можно следующим образом. Во – второй половине XVII века, после раскола Русской церкви, стало считаться, что нательный крест с распятием греховный, ассоциируется с горем, болью, слезами. Отличаются между собой кресты этой коллекции только размером и весом.
Изучая старинные кресты, мы познаем духовность, историю, культуру народа. Крест — это кусочек святыни, которую уважали и чтили во все времена.
Научный сотрудник ДМЗ Касумова Г.И.
Дербент знаменит не только своими архитектурными памятниками, но и традициями, укоренившимися в жизни нашего древнего города. Одной из таких традиций и является церемония чаепития.
Трудно представить себе Дербент без чайханы. Здесь из небольших пузатеньких стаканчиков «армудов» можно насладиться ароматом и вкусом прекрасно заваренного чая, который очень радушно предложит чайханщик. Чай пьют небольшими глотками и вприкуску с сахаром. По желанию посетителя в чай могут добавить лимон. Название «чайхана» – это производное от китайского «чай» и персидского «хана»- дом, помещение. Чайхана – это, прежде всего клуб, в основном мужской. Здесь обсуждают новости, дела, строят планы, вспоминают прошлое. И какая же чайхана без огромных многоведерных самоваров? Чаепитие с самоваром стало национальной традицией. Самовар вошел в дом каждой семьи и стал непременным атрибутом чаепития. Он являлся символом добра, гостеприимства и домашнего уюта.
В фондах Дербентского музея-заповедника имеется коллекция самоваров. Когда-то самовары украшали семейные столы, вокруг которых собирались друзья и родные. Теперь они – музейные экспонаты, свидетели прошлой жизни. В коллекции представлены различные самовары. Это и керосиновые самовары с резервуаром для топлива. Такие самовары выпускала основанная в 1870 году фабрика прусского подданного Рейнгольда Тейле. Изготовляли их только в Туле. Этот самовар нашел спрос там, где был дешевый керосин, особенно на Кавказе. Основную часть коллекции составляют самовары, изготовленные на тульских фабриках. Здесь выделялись крупные самоварные фабриканты – «самоварные короли» Баташевы, Шемарины, Воронцовы. Ни одна выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров. За лучшую продукцию на выставках фабриканты получали награды, а оттиски с медалями шли на стенки самовара.
Где и когда появился первый самовар, неизвестно. Самый древний самовар, которому около 3700 лет, найден в Азербайджане (Шекинский район). Он древнее, чем Египетский, возраст которого около 2 тыс. лет. В России первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 году.
В течение столетий менялись фасоны самоваров. Мастера вкладывали в их изготовление немало творческой фантазии, придавая им сказочные формы. Самовары, сделанные руками тульских мастеров, стали подлинными произведениями искусства, и мы вправе отнести их к предметам декоративно – прикладного искусства.
Отдел «Фонды» Дербентского музея-заповедника продолжает публикацию материалов из истории комплектования коллекции «Экспонаты на бумажной основе».
Основной ценностью коллекции «Экспонаты на бумажной основе» являются книги.
Мы с вами отправляемся в необычное путешествие, которое поможет познакомиться со структурой и характеристикой книг, хранящихся в ДМЗ.
«Нужен ли нам флот и значение его в истории России (1908 год)» –книга с таким многозначительным названием – вышла в свет вскоре после поражения России в войне с Японией.
Этот экспонат в фондах хранится под номером ДМЗ-КП-99 И-15.
Название книги напечатано крупным шрифтом ярко – красного цвета на старославянском языке. На обложке во весь формат помещен герб военно-морского флота, состоящий из Георгиевской ленты синего цвета, в центре – регалии царской власти: двуглавый орел черного цвета с коронами на каждой голове и одной большой в середине. На теле орла, меж распахнутыми крыльями изображен вымпел с фигурой всадника на коне – Георгия Победоносца. На крыльях и в когтях зажаты развернутые листы инкунабул.
280, [22] с. с иллюстрациями, 1 л. – фотопортрет Николая II, 1 л. – фотопортрет цесаревича Алексея Николаевича. В издательском коленкоровом переплёте, выполненном петербургской мастерской С. Анбиндера. Тройной золотой обрез. Форзацы муаровой бумаги. 26,7×19,8 см. На титуле печать: «комитет морских экскурсий».
Помимо экскурса в историю флота от Киевской Руси до начала XX века, трёхсот страничный том содержит анализ современной изданию ситуации в военно-морских силах, сопоставление «флотских» бюджетов разных государств с российским, а также размышления о возможных путях развития России как морской державы. Главная мысль исследования заключена в словах Петра Великого, которыми автор открывает и заключает книгу:
«Всякий, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».
Её автор – Пётр Иванович Белавенец — российский военный и военно-морской историк, геральдист, один из основателей российской вексиллологии, писатель, нумизмат, офицер флота, участник Цусимского сражения, капитан 1-го ранга.
С началом Русско-японской войны П.И. Белавенец подал рапорт о направлении на боевой корабль. Участник Цусимского сражения попал в плен к японцам, пробыл в Японии девять месяцев. Находясь в плену, собрал большую коллекцию монет стран Дальнего Востока, вместе с переводчиком перевёл на русский язык 30 томов сочинений по японской и китайской нумизматике. В 1910 году коллекцию монет и книг Белавенца приобрёл Эрмитаж.
Данное издание является первым прижизненным изданием автора.
На основе этого монументального труда очень подробно и достоверно описывается развитие всего флота и кораблестроения в России, начиная со времен Петра Великого до времен последнего Романова, Николая 2.
Хранитель отдела «Фонды» Ася Маллаева

Фото 1: «Узловой комитет ВЛКСМ. 1929 г.»
Члены комитета: Б. Крючков, Мария Ефимова – глава комитета, П. Казимов – заведующий железнодорожным клубом, К. Ларкин – машинист.
Фото 2: «Оргкомитет комсомола в Дагестане. 1920 г.»
Т. Булач – председатель Оргбюро, Л. Мамедбекова – секретарь ячейки РКСМ, г. Дербент, М. Длуги – член Дагестанского обкома РКСМ, И. Айсман – член оргбюро, Б. Астемиров – член оргбюро, Г. Крымин – секретарь ГК РКСМ г. Махачкала.
«Красота человека – в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого» – так гласит арабская пословица.
С целью пополнения фондов новыми экспонатами Дербентским музеем – заповедником было закуплено ряд предметов археологии, оружейного производства, а также, относящиеся к быту и этнографии. Среди закупок есть предмет, давно ушедший из повседневной жизни. Сегодня его можно встретить, разве что в антикварных магазинах или в качестве сувенира. Это чернильный прибор 19 века под номером КП-1729.Именно этот экспонат и является предметом нашей истории.
Бронзовый чернильный прибор из пяти предметов: подставка, две чернильницы, коробочка с ажурной крышкой для бумаг, а также походный футляр для пера с чернильницей. Использовалась как бытовая вещь на Востоке. Такие чернильные приборы были распространены в основном в Иране, Турции.
В былые времена чернильница играла заметную роль в повседневной жизни человека. В зависимости от эпохи чернильные приборы изготавливались из камня, мрамора, стекла, фарфора, металла и полудрагоценных камней. Некоторые чернильницы представляли собой истинные произведения искусства.
Первая чернильница, возрастом более тысячи лет была найдена археологами в древнеримском городе Геркулануме. Эта была глиняная чашечка, на дне которой сохранились высохшие «чернила»-обыкновенная сажа, разведенная на масле. Рецепты наиболее древних чернил до нашего времени не сохранились. Но известно, что и в Древнем Египте и в Китае для письма на пергаменте и папирусе, чернила изготовляли из масла и сажи. Позже такие чернила использовались в Риме и Греции. С появлением первых чернил и возникла необходимость для хранения в специальных сосудах. Лучшими мастерами стеклянных чернильниц были англичане, именно они придумали так называемые безопасные чернильницы. Конусообразное и узкое горлышко чернильницы не давала чернилам вытекать, даже если опрокинутся. Такие чернильницы можно было носить в боковом кармане.
Особый интерес в чернильном наборе представляет дорожный пенал с принадлежностями для письма. В восточных странах этот письменный набор называли каламдан. Данная форма была широко распространена в Османской Турции в 18-20вв. В футляр помещали перо или калам. Калам -тростниковая палочка с острым концом, который опускался в чернила. Конец тростниковой палочки заострялся под углом. Каламу отводилось почетное место и воздавалась всяческая хвала. Его называли «светочем ислама». В арабской письменности калам использовали для каллиграфических записей. Особое внимание уделялось почерку письма. Изображение букв доводилось до высшей степени совершенства. На Востоке степень владения каллиграфией являлась показателем образованности и даже степени духовности человека.
Данный чернильный прибор представлен в экспозиции Дома-музея Бестужева-Марлинского.