Сложность изучения топографии, планировки, структуры города состоит в том, что, многие из них существовали на протяжении длительного времени, в результате которого произошло значительное изменение в характере, внешнем виде и внутренней структуре города.

На обширной территории Дагестана издревле существовали крупные историко-культурные районы, характеризующиеся оседлой, а в средние века и городской жизнью. Одним из таковых являлся Дербент.

Древний город Дербент расположен на западном побережье Каспийского моря. Дербентский городской комплекс состоял из трех основных частей: цитадель на вершине крутого холма; северные и южные крепостные стены, тянувшиеся параллельно друг другу от цитадели до берега Каспия;

Даг Бары (Горная стена) – сплошная линия мощных укреплений с башнями и фортами, которая накаталась от юго–западного угла цитадели и тянулась в глубину Кавказских гор более чем 40 км, перекрывая все обходные дороги через горы к западу от Дербента.

Общая площадь городской территории составляла 150 га.
Как известно, представители арабской исторической и географической литературы часто отмечали трехчастное деление восточных городов.

Структурно Дербент состоял из цитадели(кала) – укрепленная часть города, место пребывания правителя и знати, мадина (перс. – шахристан) – собственно старый город, он существовал в большей своей части еще до арабских завоеваний, а к Х в. во многих городах опустел; рабад – пригородные ремесленные слободы, расположенные за пределами шахристана (в арабских и персидских словарях это слово – рабаз переводится как «предместье», «окрестность», «загон»), состоящий из магалов, в которых на протяжении веков живут мусульмане Дербента.

В рабаде города проживала основная часть населения Дербента -его торгово-ремесленный люд и было сосредоточено ремесленное производство. Дома здесь отличаются небольшими размерами, простотой материалов, относительно небогатым инвентарем.

Главной отличительной особенностью сложения исторической топографии Дербента УШ-ХШ вв. является формирование его рабада не за пределами городских стен, как в большинстве городов средневекового Востока, а на территории межстенного пространства.

В цитадели располагался дворцовый комплекс правителя. Источник XI в. упоминает о «правительственном здании» в шахристане.

Другой источник сообщает о расположении резиденции (дар–ал–‘имара) в нижнем городе (рабаде). Это указывает на усиление этой части города как административного центра.

В Х в. во многих городах Ближнего Востока и Средней Азии центр городской жизни переходит в рабады.

В письменных источниках не встречается термин «рабад», за исключением арабского ученого Йакута (XI-XII вв.), который объясняет это так: «Ар-рубд, как говорят некоторые из них (филологов), сам город и постройки, а рабад – то, что вокруг него снаружи; первой с дамой, а второй с фатхой…».

В арабских и персидских словарях это слово (рабаз) переводится как «предместье», «окрестность», «загон». По мнению Кваррубиаса «рабад» происходит от древнееврейского «умножать», «увеличить».

Следует отметить, что слово «рабад» не имеет прямые параллели в других языках. В то же время названия других частей города (мадина), кала (гала – цитадель) такую параллель имеют (шахристан, арк (кухендиз).

Это еще раз свидетельствует, что формирование рабада происходит именно после арабского завоевания.
Из описания средневековых городов арабскими авторами четко видно, что в большинстве случаев рабадами называется территория, расположенная вне крепостных стен города – мадины (шахристана).

Однако непоследовательное употребление средневековыми авторами слова «рабад» создает определенные трудности. Они заключаются в том, что в одних случаях рабадом называется ближайшие окрестности города, в других рабад – та часть города, которая не защищена стеной, в-третьих рабад – укрепленный город.

Если исходить из приведенных нами выше исследований, можно сделать выводы о том, что рабады городов образовались за оборонительными стенами крепостной части собственно города (шахристана), на одной или более его сторон, у одних или двух ворот шахристана.

Главной причиной «выделения» рабадов в социальной структуре средневекового города – его социальное расслоение.
Бурное развитие внутренней и внешней торговли и ремесла в первые периоды правления Халифата также является одним из главных причин формирования рабадов.

Еще одним из важных факторов в этом процессе был размещение базаров, торговых ярмарок, мастерских, ремесленных кварталов за крепостными стенами шахристана, главным образом у ворот, идущих в город, что диктовалось некоторыми обстоятельствами: из соображений соблюдения гигиены – чтобы избежать загрязнения города золой и дымом от ремесленных мастерских, оградить город от их шума.

В Дербенте располагались правительственное здание (дар аз-заим), дворец военачальников (каср аль-каидин), общественные сооружения (бани, площади и базары, фонтаны и водохранилища, караван-сараи и склады, ремесленные и жилые кварталы. В цитадели находился комплекс дворцовых сооружений правителей Дербента.

В VIII-X вв. прослеживаются рост города Дербента, своеобразные изменения в его структуре. Результаты археологических исследований в городе показывают, что в этот период полностью обживается вся территория между крепостными стенами площадью свыше 150 га.

Как при сасанидах город застраивается в основном сверху вниз – от цитадели к морю. Но превращение Дербента во второй половине VII в. в центр морской торговли и крупный порт на Каспийском море обусловило интенсивное осваивание приморского района. В результате рост города происходил и в направлении от моря к цитадели.

Дербент имел и определенную специфику развития. Главной особенностью её было выделение в пределах межстенного пространства средневекового города двух составных частей: нижней и верхней.

В отличие от многих средневековых городов Передней и Средней Азии, Кавказа, Восточной Европы, Дербент не имел крупных обживаемых территорий за городскими стенами, где обычно формировался торгово-ремесленный при-город-рабад, и куда постепенно смещалась торгово-экономическая и культурно-общественная жизнь феодального города.

В Дербенте эта часть городской структуры сформировалась внутри межстенного пространства и была отделена от шахристана мощной поперечной стеной.

Шахристан феодального Дербента не потерял своего значения, напротив, здесь в средневековое время сформировался общественно-торговый и культурный центр города, и сюда из цитадели даже переместился ряд административных ведомств. Шахристан УШ — середины ХШ в. сохранил в основных чертах территориальные границы раннесредневекового города и его ядро с регулярной квартальной застройкой.

Остальная часть территории Дербента превратилась в своеобразный рабад, сложившийся внутри межстенного пространства от Джума-мечети до моря. В этом заключалась главная специфика формирования городской структуры средневекового Дербента.

Однако по своей социально-экономической сущности, размерам и территориальному развитию рабад Дербента полностью соответствовал этой части городской структуры многих других крупных средневековых городов Кавказа и соседних регионов.

Поперечная стена в районе Джума–мечети делит общезаселённую территорию на две части – верхнюю (древняя часть города – шахристан) и нижнюю (новозастроенный район), именуемые «верхний» и «нижний» город. В.В. Бартольд, основываясь на источниках X в. о городе Дербенте, считал, что до монгольской завоеваний вне городских стен города (шахристана) в южной стороне его находился рабад, окруженный стенами из обожженного кирпича и глины и имевшей длину и ширину две мили (4 км).

Однако широкими археологическими раскопками доказано, что город развивался исключительно на территории между двумя стенами. Он, сохраняя внешне двухчастную структуру, в период VIII – X вв. фактически уже имел три части, типичные для средневековых городов Востока: цитадель (Нарын кала), полностью сохранившую свою прежнюю планировку, шахристан – сформировавшийся на межстенной территории – в «верхнем городе», рабад – формировавшийся тоже в пределах крепостных стен – в «нижнем городе».

Огромная, надежно защищенная территория вполне давала возможность расти и развиваться здесь городу. Основные же причины образования рабада, видимо, были и социально-экономические факторы (перенаселенность шахристана, развитие ремесла и торговли), военно-политические факторы (переселение арабов).

Научно-исследовательский сектор ДМЗ

Теги: