Дербентский оборонительный комплекс был возведен в VI веке по велению Хосрова I Ануширвана.

Он включал три основные части: I) цитадель на вершине крутого холма — крайнего отрога Джалганского хребта; 2) северную и южную крепостные стены, тянувшиеся параллельно друг другу от цитадели через приморскую равнину до берега Каспия, расстояние между стенами у цитадели составляло 300 метров, у моря — 450 метров, стены уходили в море на расстояние до 500 метров и до середины XVII века образовывали гавань площадью около 14 гектаров, вход в которую закрывался цепью и тщательно охранялся; 3) Горную стену (Даг-бары), представлявшую собой сплошную линию мощных укреплений с башнями и фортами.

Горная стена (Даг-бары), которую по праву называют Великой кавказской стеной, наряду с Дербентской крепостью и городскими стенами, составляет грандиозную оборонительную систему, защищавшую народы Закавказья и Передней Азии от набегов воинственных кочевников с севера вдоль побережья Каспийского моря. Возведённая Сасанидским правителем Хосровом Ануширваном она играла основную роль в контроле и перекрытии Прикаспийского пути и обходных горных дорог. Эта грандиозная каменная стена поразила своим великолепием и мощностью пришедших на эту территорию в VII — VIII в.в. арабов, которые говорят о ней как о дивной стене, вышедшей из под руки славного Хосрова.

Даг-бары начиналась от юго-западного угла цитадели Нарын-кала и уходила от Дербента в горы на 42 км, предотвращая, таким образом, обход крепости по горным долинам и перевалам.

Стена сложена крупными блоками из местного ракушечника и состоит из системы фортов и полуфортов.

Схема укреплений «Даг-Бары»

Горная стена упоминается и в священных писаниях как «Стена Александра».

Название «Стена Александра» обязано своим происхождением распространившейся в средние века легенде, согласно которой Александр Великий закрыл Дербентский проход против вторжений диких племен Гог и Магог (см.: Иезекиль, 38-39; Иоанн, 20, 7; Йаджудж и Маджудж Корана, 18:93/92 – 98/97). Отождествление Дербентской оборонительной системы с легендарной «Стеной Александра» произошло, по-видимому, в X-XI вв. Низами Гянджеви (1140-1202) в своем Искандер-наме одним из первых зафиксировал такое отождествление.

«Что промолвите вы мне про эту преграду?

Истомились войска. Нет с твердынею сладу.

Сорок дней миновало в напрасной осаде,

Даже трещины не было в этой громаде».

Низами Гянджеви. «Искандер-наме».

Горная стена «Даг-бары». Рисунок XVIIв.

Даг-бары начинается от юго-западного угла цитадели Нарын-Кала и по южной бровке ущелья, окаймляющего цитадель с севера и запада, поднимается в горы, на гребень возвышающегося над городом Джалганского хребта и дальше уходит в глубь гор, максимально используя рельеф и перекрывая горные проходы в направлении север-юг. Остатки Даг-бары прослеживаются на расстоянии почти 42 км, до селения Ягдыг (Табасаранский район, Дагестан).

Даг-бары сложена из таких же крупных блоков ракушечника и точно по такой же технике, как городские стены и стены цитадели. На всём своём протяжении она дополнительно укреплена системой фортов и полуфортов, что усиливало её мощь.

По сообщению Якуби (Хв.) «…на протяжении 7 фарсахов устроено 7 проходов. Над каждым проходом повешены ворота». Ибн-Хордадбех (Х в.) пишет о 13 крепостях, не считая Дербента, а ал-Истахри (Х в.) – о четырнадцати.

Недалеко от Даг-бары были расположены поселения. Существуют легенды, повествующие о народе, населявшем эти поселения.

Эти поселения (или их остатки), расположенные вблизи Даг-бары, сохранились до наших дней. Следуя от Дербента, они расположены в следующем порядке — Пир-Демешк (местные жители называют Пиримешки), Митаги, Камах, Зидьян, Бильгади (в арабских источниках Баб аль-Хадид, т. е. Железные ворота), Гимейди (в арабских источниках Мухаммадийиа), Дарваг (в арабских источниках Баб-Вак, т.е. Ворота в горы, Горные ворота), Зиль, Татиль и Хапиль. Некоторые исследователи к военным поселениям, охраняющим подступы к древнему Дербенту, относят также Джалган, Мугарты и Рукель (в арабских источниках Рукланд).

У четвертого от цитадели форта, в 2-х км к западу от города, сохранились остатки селения с арабским названием Пир-Демешк (азерб. Старый Дамаск). Здесь, кроме кладбища в виде каменных саркофагов (подобие надгробий на захоронении Кырхлар), сохранились развалины домов и действующий до настоящего времени источник воды. Селение было заброшено в начале ХIХ века из-за разразившейся здесь чумы.

Руины форта 7 Горной Стены «Даг-бары»

Руины форта 21 Горной стены «Даг-бары»

Сопровождавший Петра I в Персидском походе (1722г.) Д. Кантемир, осмотрев ближайший к городу участок Горной стены, отмечал, что она представляет собой развалины и лишь некоторые башни с воротами «…особенно в долинах» целы. Ещё через сто лет отбывавший в Дербенте ссылку (1830-1834 гг.) декабрист А. Бестужев-Марлинский писал, что за Джалганским хребтом стена находится в полуразрушенном состоянии.

Сегодня Даг-бары практически полностью разрушена и о её протяженности и конструкции можно судить лишь по сообщениям древних письменных источников, повествованиям европейских путешественников первой половины второго тысячелетия н.э., планам и чертежам, составленным русскими авторами в XVIII — начале ХIХ вв., а также по фрагментарным остаткам некогда грандиозной оборонительной стены.

Прискорбно признавать, что большая часть стены разрушена в последние несколько десятилетий – жители близлежащих селений разбирают стену и строят дома. Вот так теряется историко-культурное наследие, с разрушением стены разрушается наша история.

Древние памятники Дербента являются достоянием не только дагестанского, российского народа, но и всего человечества, ибо дербентские монументальные произведения зодчества — ценнейшее историческое свидетельство жизни разных народов древнего мира.

Сегодня каждого гражданина России, не может не волновать судьба культурного наследия Отечества, ведь воспитание на исторических ценностях является постоянным средством приобщения подрастающего поколения к культуре, т.е. к нормам, идеалам, накопленным опытом предков, имеющим к тому же глубоко нравственную, патриотическую основу, служит утверждению духовности человечества и общества.

Гл. библиотекарь, н/консультант

Дербентского музея-заповедника Юсуфов В.М.

Предыдущее

«

Следующее

»