Рубрика «Фонды рассказывают»

Между авангардом и абстракционизмом … В канун 70-летия великого мастера живописи Супьянова Ибрагим-Халила Камиловича, родившегося в 1951 году в дагестанском селении с необычным названием — Верхний Каранай, руководство Дербентского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, в частности отдел «Фонды», считают своим долгом отдать дань почитания и уважения творчеству этого неординарного художника и присоединиться ко всем юбилейным поздравлениям в его адрес. В фондах Дербентского музея-заповедника, в составе коллекции «Предметы искусства» хранятся четыре полотна, принадлежащие кисти Супьянова И.-Х. Все четыре картины были приобретены в 1991 году, на заре разворачивания историко-культурной и художественной деятельности вновь созданной, молодой организации – с 1989 года, «Дербентского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника». Рассматривая непривычные для обывателя, неискушенного в искусстве живописи, в многообразии его направлений и стилей, случайно, по мановению сердца заглянувшего на художественную выставку, что тоже, впрочем, не плохо, картины Супьянова И.-Х.К., дивясь их необычной и неразгаданной трансформации, убеждаешься тому, что он довольно смелый человек в делении и переходе от композиции к композиции, граничащих в своем «амплуа» где-то между авангардом и абстракционизмом. Эти предпочтения в смешивании красок масла, темперы, гуаши, туши дарят нам яркие впечатления от созданного им неповторимого мира, делая объекты и образы написания узнаваемыми, как узнаваемо и его творчество. Сюжеты этих четырех полотен – это своего рода итоги духовного искания высокого профессионала Супьянова И.-Х.К. в изобразительном искусстве, его неповторимое и в то же время узнаваемое «Я», как, в прочем, и грани еще одного таланта, раскрывшиеся в графике и в скульптуре. И потому, наверное, вполне справедливым и заслуженным является причисление его в ряды членов Союза художников РФ, а также присвоение звания Заслуженного художника РД.

Сюжет первой из четырех картин под названием «Композиция №2» представляет собой абстрактную композицию: символическое изображение в виде огромного растекшегося пятна в спектре полихромных тонов: розового, сиреневого, малинового, белого, красного, светло-синего, голубого в комбинации с различными пастельными оттенками.
Вторая из картин Супьянова И.-Х.К. называется «Сон поэта». В центре сюжета, на темном фоне, с частичным вкраплением красного и золотисто-желтого, крупным планом запечатлен образ коня. Сбоку, молодая женщина в ярко-красном одеянии, прислонилась к крупу коня, а фигура мужчины в лежачем положении запечатлена у ног коня.
Сюжет третьей картины художника Супьянова И.-Х.К. из фондов ДМЗ под названием «Конь» также выдержан в темных тонах. На темном фоне, в профиль, запечатлен абрис коня черной масти, в технике наложения сплошных полихромных, преимущественно черно-белых, мазков и штрихов. Вздыбленная стать коня с высоко оттопыренными передними копытами свидетельствует о горячности пыла и удальстве нрава.
Сюжет четвертого полотна Супьянова И.-Х.К. под названием «Композиция №4» представляет собой композицию из смешения масляных красок различных тонов, преимущественно – темных, в абстрактном стиле. В центре сюжета выделяется огромное растекшееся пятно, образованное путем смешения разнообразной палитры светлых тонов, наложенных друг на друга в хаотичном порядке. Пятно символизирует пересохший ствол дерева с фигурными ответвлениями различных размеров.

Научный сотрудник
Отдела «Фонды» Роза Мирзалиева

Теги: