К вопросу становления и развития женского светского образования в Дербенте.
(2021 год- год 100-летия образования ДАССР)
С приходом Советской власти в Дагестан, развитию светского образования стало уделяться особо пристальное внимание.
В июне 1920 года в Дагестане был организован областной отдел по работе среди женщин в составе 6 человек. Возглавляла женотдел бывшая учительница Темир- Хан – Шуринской женской гимназии Ольга Федоровна Головина- Ковалева. Отделы по работе среди женщин формировались в 1920-1925 годах долго и трудно, поскольку не было кадров. Первыми руководителями женотделов становились русские женщины. На курсах по подготовке работников женотделов в первый год училась 31 женщина, в том числе 27 горянок. Лекции читались на русском с переводом на местные языки. Программа этих курсов была рассчитана на 7 месяцев, затем проходила 2-х недельная практика в государственных учреждениях.
Первый женотдел в Дербенте был создан в 1925 году.
Одной из форм работы женотделов было приобщение женщин – горянок к светскому образованию через создание женских клубов. В Дербенте появляются в частности клуб турчанок и клуб Горянок, который был образован в 1925 году. Заведующей клубом Горянок была назначена Богданова Сусанна. В этих клубах проводилось обучение женщин грамоте, домоводству, ведению домашнего хозяйства, давались юридические и медицинские советы, создавались библиотеки, избы- читальни. При клубе Горянок были созданы Артели им. Н.К.Крупской (1934г).

Артель Насирова (1926г), Артель им. Клары Цеткин (1932г).
Артель –это добровольное объединение людей для совместной работы. Артели выполняли как разовые сезонные работы, так и постоянные виды работ. Артели занимались выращиванием винограда, фруктов, овощей, выпускали пастельные принадлежности, наладили выпуск расчесок, гребней. Артель им. Н.К.Крупской выпускала нательное белье, носочные изделия.
При клубе Горянок был открыт детский сад (1936г).

При клубе были организованы кружки. Кружок кройки и шитья вела учительница Сафарова Анна.

Кружок по математике (1929г) вела учительница Ася Табасаранская.

Кружок вязанья вела Анна Сафанова.

Кружок по изучению азербайджанского языка (1929г) вела Алибекова Айшат.

На базе клуба Горянок в 1928 году в городе Дербенте была организована Первая конференция, в которой принимали участие представители руководства комсомола и женотдела.

На этих форумах молодежи обнаружилась большая тяга девушек к учебе. Комсомол помогал девушкам и женщинам преодолевать основное препятствие в их учебе, когда светское образование не имело общезначимой ценности для джамаатов, тем более для женщин считалось греховным и чужеродным явлением. Существовал клуб Горянок до 1956 года, затем был расформирован.
К началу 20-х годов грамотные женщины в Дагестане составляли менее 2%, знающие русский язык и того меньше. Чтобы привлечь еще большее количество горянок к учебе, нужно было искать новые организационные формы, соответствующие новому времени. Одной из новых форм привлечения горянок к получению образования было создание интернатов.
В Буйнакске и Дербенте были созданы интернаты, где воспитывались до 100 девушек. Открытие интернатов, последовало после того, как 2-й Дагестанский съезд Советов (декабрь 1922 г) обсудил вопрос «О мерах подъёма народного просвещения в Дагестане». В постановлении этого съезда было записано: «Организовать сеть горских интернатов для девочек – мусульманок, открыть ряд школ для женщин- мусульманок».
Интернат –это образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся и назывались они уже не учениками, а воспитанниками. Первый интернат Горянок (1927-1928гг) в городе Дербенте занимал помещение по улице Пушкина, там, где располагался «Колхозный дворик», принадлежащий колхозу «Путь к коммунизму» (1928 г). Ныне это здание находится выше Поликлиники № 1, в районе магазина «Панорама» по улице Пушкина.

Пионервожатым среди старших воспитанниц интерната Горянок был товарищ Садыков (в центре), работу заведующей хозяйственной частью выполняла Полян Мария Антоновна (задний план)-1930 год.

Среди многочисленных форм приобщения горянок к светскому образу жизни, в первую очередь для обучения их грамотности и повышения культуры в Дербенте создается школа Горянок I ступени (обучались дети с 1-4 класса) -1929г. Эта школа располагалась в здании, где сейчас находится школа № 6 в Дербенте. Директором школы была назначена Мамедбекова Руган (сестра Керима Мамедбекова-первого наркома внутренних дел Дагестана) 3-я слева. Городской отдел народного образования города Дербента возглавлял Велиханов Рамазан. (в центре).

Преподавательский состав школы Горянок состоял из учителей:

Первая справа-Гамия, вторая справа-Ася Табасаранская, третья справа-Алибекова Айна –ханум (учитель математики), четвертая справа -Алибекова Айшат, пятая справа- Мамедбекова Руган, Ибрагимова, Абдурагимова Хамбике, Мирзабеков Исабек.

Хамье- учитель родного языка (первая слева), Алибекова Айна –ханум (в центре).
Для девушек- горянок, которые считались переростками и небыли вовлечены в процесс школьного обучения, организовывались отдельные специальные ликпункты (ликбез- ликвидация неграмотности). К концу 1932 года ликпункты окончили 11328 человек, среди которых было 55664 женщины. Таким образом шла активная упорная борьба за светский образ жизни и образование, за новый, соответствующий времени уклад жизни.
Огромная работа, связанная с ликвидацией неграмотности в Дагестане среди женщин, дала свои результаты. За 13 лет, с 1926 г по 1939г грамотность среди женщин – горянок выросла в 26 раз.
Идет формирование класса женской интеллигенции. С этой целью за какие-то 5 лет с 1925–1930 гг. открывается целый ряд нацеленных на женское образование учебных заведений. Это шесть педагогических учебных центров. В 1923 году в индустриальном, сельскохозяйственном, ветеринарном, зоотехническом, землеустроительном, акушерском, ковровом, финансовом, экономическом, автодорожном, музыкальном техникумах и педрабфаках прошли обучение порядка 1300 женщин.
Особым событием стало проведение первого Вседагестанского съезда женщин Дагестана, прошедшего в октябре 1927 года. Съезд явился ярким показателем возросшей политической активности женщин-горянок
К началу войны в передовых районах неграмотность была почти ликвидирована. Женщины, стремящиеся к просвещению и новой культуре, способствовали реальному уравниванию женщин в правах с мужчинами и создавали новые кадры, способные к руководству и управлению.

Теги: