За многолетний период функционирования Дербентского музея-заповедника — с 1989 года — в его фондозапасниках сконцентрировалось более 7 (семи) тысяч единиц хранения – древних артефактов, представляющих собой цельный, неделимый пласт всего необъятного культурно-исторического наследия нашей страны. Эти предметы, в свою очередь, систематизированы по отдельным коллекциям.
Социально значимое место в музейном фонде ДМЗ занимает коллекция предметов из резного дерева. Она помогает реализовать один из аспектов многогранной музейной деятельности, в первую очередь, в контексте пропагандистско-просветительской работы.
Наиболее ярко и запоминающееся среди предметов резной бытовой утвари в экспозиции музея «Ковры и декоративно-прикладное искусство Дагестана» представлен уникальный предмет 19-го века под названием «Кюльча-басан».
Кюльча-басан — предмет бытовой утвари, ручной резной работы, круглый, с ручкой-хватком, по форме напоминающий канцелярскую печать. Изготовлен из цельного дерева. Применялся в быту у народностей Южного Дагестана, преимущественно у азербайджанцев.
В переводе с азербайджанского языка означает: «кюльча» — это маленький слоеный хлеб с начинкой, «басан» — нажатие, сдавливание. На круглой части «кюльча-басан» выдолблен резной орнамент растительно-солярного характера: от центра круга расходятся лучеобразные элементы, выдержанные в растительно-геометрической орнаментальной технике, символизирующие движение солнца по кругу.
Вне сомнения, речь идет о предмете, наделенном в основе особыми духовно — магическими функциями, имеющими ритуально-обрядовую подоплеку. Кюльча-басан в обязательном порядке прилагался к приданому невесты. Во все времена, когда на Кавказе девушку выдавали замуж, богатое, с самого рождения собранное приданое, упаковывалось в несколько сундуков.
Эта составная часть национально-колоритного содержимого приданого невесты, согласно сложившимся вековым традициям и обычаям, препровождалась также еще несколькими сундуками с кулинарными припасами: вареными курами, вареными крашеными яйцами, всевозможными сладостями и т.д., куда, в том числе, клали необходимый атрибут, применяемый в быту молодой семьи — кюльча-басан.
До свадьбы собирались родственники, соседи невесты и пекли «кюльча» — слоеный хлеб, на который наносился узор. В каждом селе существовал свой индивидуально-самобытный узор, по которому можно было определить родовое происхождение невесты.
После свадьбы невеста и ее приближенные, родственники все угощенья раздавали гостям.
Научный сотрудник
Отдела «Фонды»
Р.Мирзалиева