Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных
промыслов, краем замечательных мастеров. С древних времен основное занятие кубачинцев – ремесло. Любая работа кубачинцев в своем роде неповторима и относится к явлениям подлинного народного творчества. Как отмечал известный искусствовед Е.М. Шиллинг, вся атмосфера жизни кубачинцев, вплоть до мелких бытовых моментов, насыщена богатейшим художественным материалом.
Кубачинские изделия, украшенные чернью, гравировкой, насечкой золотом, резной слоновой костью высоко ценились на протяжении столетий, как в странах мусульманского Востока, так и в Западной Европе. Традиционные основы кубачинского искусства оберегались каждым поколением мастеров, оттачивались и отшлифовывались на протяжении веков. Профессия мастера была наследственной, передавалась из поколения в поколение.
Нукнус
Кубачинский сосуд — нукнус напоминает по форме ведерко и имеет обрядовое значение. В прошлом нукнус был частью приданого невесты. По традиции молодая женщина приносила в нем в день свадьбы муку, сахар, крупы и мед и расставляла сосуды в доме жениха. По одной из версий, на это количество продуктов молодые должны были прожить первые 40 дней. По другой — спустя тот же срок содержимое ведерка раздавали жителям селения.
Количество сосудов, обязательно четное, варьировалось от 4 до 10-12, в зависимости от благосостояния невесты. Обычно во время торжества использовалось до десяти таких ведерок. Затем нукнус занимал верхнюю полку в центральной комнате дома и служил доказательством богатства хозяев. В повседневной жизни он практически не использовался и был лишь украшением. Кубачинское жилище вообще отличалось богатством интерьера — парадная посуда и другая разнообразная утварь, для которой в доме существовали специальные полки, всегда была на виду.
Нукнус производили из латуни. Основной мотив орнамента на сосуде — так называемые «копытца», соединенные между собой точечным узором, который в свою очередь образует звездочки и полукружия.
Замужние кубачинки чистили эти ведерки древесным углем с таким усердием, что часто протирали их до дыр. Все дело в том, что в Дагестане существует поверье, что нечищеная посуда привлекает злых духов, которые боятся блеска.