В рамках рубрики «История одного предмета» отдел «Фонды» представляет пару серебряных височных подвесок в составе коллекции «Драгметаллы и драгкамни», хранящиеся под КП-ым номером 1850, конец XIX-начало XXв.в., Северный Дагестан. Народность-аварцы,. Материал-серебро, техника: литье, гравировка. Размеры:диаметр-7,2см.
Большинство археологических открытий, связанных с ювелирной обработкой металла, было сделано именно в Нагорном Дагестане. Древнейшие металлообрабатывающие очаги локализовались в районе Главного Кавказского хребта. Материалы Гапшинского, Урадинского, Хабадинского, Гинчинского, Галинского могильников позволяют говорить о большой культуре металлообработки на данной территории в прошлом. Археологи считают, что еще в эпоху бронзы здесь сложилось высокоразвитое искусство художественной обработки металлов, а в период средневековья начался процесс отделения ремесла от земледелия и выделения его в особую отрасль хозяйства.
Почти в каждом аварском селении имелось несколько мастеров-серебряников, которые занимались ремеслом лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время. «Ремесло не получило тут столь ярко выраженного специализированного, промыслового характера, как у лакцев и даргинцев,-пишет Э.В. Кильчевская. Это утверждение поддерживается и тем, что нет никаких письменных источников о ювелирном ремесле в Аварии до середины XIXв.
Тем не менее, на всей территории Аварии почти повсеместно работали мастера- серебряники. Они преимущественно занимались изготовлением женских украшений на местный спрос и часто по конкретному заказу.
Вещи идут на узкий внутренний рынок, рассчитаны на несколько близлежащих селений, отличаются устойчивостью типов, стабильностью их форм для различных районов и этнических групп. По ним можно было легко отличить гидатлинку от арчинки, багулалку от жительницы Ботлиха, дидойку от андийки.
Женщины каждого села имели свою специфическую систему украшений, носимую ежедневно каждой женщиной. Такая система нашла свое наиболее яркое выражение традиционном головном уборе горянок- чохто, специфическом чепце-мешочке, закрывающем волосы и голову.
Почти повсеместно женщины-горянки обильно декорировали свои головные уборы серебряными украшениями, монетами, бляхами, бусинами, цепочками. К чохто крепились и различные височные украшения (подвески).
Височные подвески-одна из самых древних форм женских украшений Северного Дагестана.
Подвески представляют собой форму правильного круга, в который впаяна 16-ти конечная деталь в форме звезды. В основе орнамента солярные знаки, которые придают украшению особую строгость и монументальность.
Внутренний ободок кольца окаймлен спиралевидным узором. Располагающиеся на пластине по кругу ряды зерни, образуют пластически обогащенный фон, над которым возвышается шатрообразная выпуклая форма центра. Верх шатрообразного элемента украшен сердоликом. Сердолик обрамлен узором из напаянных шариков, напоминающие форму цветка. Сердолик считается талисманом любви, оберегает от недоброжелателей. Носились эти подвески женщинами постоянно как в будничные, так и в праздничные дни, начиная с детства. Они имели возрастную дифференциацию: на чохто девушек нашивались подвески большего размера, молодых замужних женщин-меньшего, пожилых-еще более маленького. Такой способ ношения поддерживает мысль о магическом защитном значении, которое придавалась этим височным подвескам.
Хранитель отдела «Фонды» Османова Тамара.