Первое упоминание о платке, как о головном уборе, относится к временам египетских фараонов — к 2000 году до нашей эры. Общий вид женских национальных головных уборов востока сложился к XVI–XVII веку. Это келагаи, шали, чадра, чаршаб, орпек, лечек, тесек, арахчын, наз-назы.
Взглянув на платок можно было определить статус и семейное положение его хозяйки. Видов платков очень много. Изготавливались они из разных тканей. И способы производства платков очень разнообразны.
Дагестанский платок – не просто элементы одежды. Им и по сей день украшают плечи невест, покрывают седины почетных горянок. С давних времен изделия в республику завозились из разных стран – Турции, Азербайджана, Ирана. Дагестанские мастерицы перенимали технологии тканых платков. Так появились крепдешиновые платки, гульменды, которые есть почти в каждом сундуке.
Платок гюльмендо – это старинный, красивый и прохладный (а зимой тёплый) шёлковый платок. В Дагестане платки гюльмендо были распространены практически у всех народов. Они очень почитаемы как платок и как предмет достатка, причём у каждого народа имели свои названия:: «гумельди», «гюльмендо», «гормендо», «калгаи» (так назывался вид шёлка), «келагаи», «чанахи».
«Гюльмендо» в переводе с тюркского означает «мой цветок». Действительно, в композиции набивного рисунка этого шёлкового платка основной массив составляют цветочные мотивы и лишь изредка встречаются орнаменты из животных, рыб и птиц. Каждый узор — это определённый символ, поэтому платок считался не только аксессуаром, но и оберегом.
Платок – символ мира и согласия, объединяющий под своим покровом всех женщин на земле. Он не имеет нации, вероисповедания, социального статуса!
Покрытие женщины стало традиционным с давних времён. По дагестанской традиции, платок является символом мира. Брошенный женщиной на поле боя, он останавливал кровопролитие.
«В горах мужчины ссорились, бывало,
Но женщина спешила к ним — и вдруг
Платок мужчинам под ноги бросала —
И падало оружие из рук!», — писал Расул Гамзатов.
Платок является древним элементом костюма. Он имеет не только утилитарное значение, но и может многое рассказать о своей хозяйке. По манере завязывания платка, рисункам можно определить место проживания и статус женщины.
Материал подготовлен музеем «Культура и быт древнего Дербента».