Колесные дороги с почтовыми станциями сыграли огромную роль в усилении торгово-экономических связей горцев с населением равнины и других областей Кавказа, но связь между горными селениями и горными районами с плоскостными зонами Дагестана осуществлялась по вьючным дорогам.

Традиционные транспортные средства были рассчитаны на горные дороги. По своему функциональному назначению транспорт делился на грузовой и пассажирский.

По параметрам конструктивно-техническим и общенациональным (способ перевозки) транспортные средства делились на следующие виды: колесный, полозный, вьючный и верховой.

Основным, а в более ранний период и единственным видом колесного транспорта у всех народов Дагестана была двухколесная повозка в парной упряжи общекавказского типа, известная у многих народов и в литературе под тюркским названием «арба».

В горах была распространена арба известного дагестанского горного типа, целиком изготовленная из деревянных деталей с железными ободками на колесах, небольших размеров, приспособленная для двух быков.

На плоскости арба была двухколесной и четырёхколёсной, запряженной двумя волами или буйволами.

Требовалось, чтобы арба изготовлялась из крепких пород дерева, была легкой и подвижной.

Со второй половины XIX века появляются арбы с железными обручами на шинах. Однако это было доступно только богатой прослойке общества, а основная часть крестьянских хозяйств имела арбы на деревянном ходу.

Основным традиционным видом колесного транспорта была колёсная повозка в парной упряжке общекавказского типа-арба.
Модификации и распространенность арбы обусловлены в первую очередь зональными природно-географическими особенностями, кормовой базой, характером и особенностями хозяйственных перевозок и т.п.

В Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске и Кизляре была распространена пароконная легкая коляска-фургон, пассажирская линейка-фаэтон.

Гужевой транспорт вплоть до начала 20 века запрягали лошадьми (редко), волами, буйволами, ослами, мулами. Лошади служили в основном для верховой езды. Для перевозки грузов в горах использовали в основном ослов, реже-мулов.

В конце XIX-начале XX в. основным транспортным средством на равнине была арба, в городах-фургоны и фаэтоны, в предгорной зоне-арбы и волокуши.
Гужевой транспорт народов Дагестана почти не различался ни по функциональным, ни по конструктивно-операциональным параметрам, иными словами, не имел этнокультурной специфики. Существовавшие различия касались главным образом габаритов, степени бытования и преобладания отдельных видов.

Хранитель отдела «Фонды» Ася Маллаева.

Предыдущее

«

Следующее

»