Баба Джафарович Кулиев-композитор и исполнитель. Его песни построены на национальной основе, богаты мелосом, ритмом. В них много выдумки.
Непосредственность, яркий темперамент и своеобразная манера исполнения, умение «захватить» слушателя давно привлекали к себе внимание специалистов и принесли Баба Джафаривочу Кулиеву заслуженное признание не только в Дербенте, но и во всей республике.
Баба Джафарович Кулиев родился 25 февраля 913 г. в г.Дербенте. С детства полюбились ему народные песни. Он с жадностью разучивал новые песни, танцы, которые с успехом исполнял на вечеринках и свадьбах.
Вскоре Баба становится таристом- самоучкой и успешно конкурирует с опытными музыкантами. Его особенно привлекают импровизации музыкантов-таристов, кеманчистов, искусство народных певцов ашугов.
В 1936 году Б. Кулиев становится музыкальным руководителем Дербентского азербайджанского театра. Спустя три года художественный руководитель Дагестанского Государственного ансамбля песни и танца, заслуженный деятель искусства ДАССР Х.М. Ханукаев приглашает его на работу в оркестр.
Здесь молодой музыкант с большим воодушевлением совершенствует свое исполнительское мастерство, продолжает пробовать силы в сочинении. Так, в годы Великой Отечественной войны борьба советского народа против вооруженных до зубов фашистских полчищ вдохновляет Бабу Джафаровича на создание целого ряда песен, с которыми хоровой коллектив ансамбля выступал перед нашими воинами, отправлявшимися на фронт, в госпиталях. Это песни «Герой Дагестанец», «О Красной Армии», «Наказ фронтовику», «Вперед».
В 1944 году Баба Джафарович уходит добровольцем на фронт. Винтовка заменила ему музыкальный инструмент. Но вот остались позади грозные дни войны. Баба Кулиев вернулся домой кавалером двух орденов «Красной Звезды» и медали «За отвагу». Он вновь в ансамбле.
Спустя некоторое время руководитель композиторской студии республики Г.П. Фельдман обратил внимание на самобытные мелодии и талантливые импровизации на таре Б. Кулиева.
Многое привлекало его в этом человеке: и живость, с какой он выходит на сцену, и жизнерадостная улыбка, и радушный жест, и вдохновенное исполнение своих песен.
Он помог этому самородку освоить теоретические основы.
Баба Джафарович создает новые песни, романсы, инструментальные пьесы, получившие высокую оценку на конференции композиторов Северного Кавказа.
Несмотря на эти успехи, он отчетливо сознавал, как недостает ему музыкального образования. Было ясно, что надо учиться, Б. Кулиев поступает на национальное отделение Московской Государственной консерватории, где занимается по классу композиции у опытного педагога доцента Е.О. Месснера.
Произведения нашего земляка исполняются на вечерах в консерватории смотре творчества республик Российской Федерации в Москве.
К дипломному экзамену он представляет сюиту для симфонического оркестра в трех частях. Талант Б. Кулиева растет и крепнет. Появляются его рондо для симфонического оркестра, лирические и хоровые песни.
В 1952 году Баба Кулиев возвращается с учёбы в Махачкалу, вновь таристом Дагестанского государственного национального ансамбля, а через некоторое время он вновь трудится в Дербенте. Здесь его, автора многочисленных песен, выбирают председателем хорового общества города и назначают общественным инспектором районного отдела культуры. В этот период он пишет новые песни: «Огни Дагестана» на слова С. Изгияева, «Моя партия», «Мой саз» на слова Н. Агасиева и др.
10 лет, с 1956 по 1966 годы, Баба Кулиев отдает преподавательской деятельности в Дагестанском культпросветучилище г. Дербенте.
Умер Баба Кулиев в 1971 г. Похоронен в Дербенте. Его именем названа улица.
Хранитель отдела «Фонды» Дербентского музея-заповедника Ася Маллаева.