Как пишет известный специалист в области создания якорей с древнейших времен до наших дней Л. Н. Скрягин, «… груз, привязанный к веревке – еще не якорь в современном смысле этого слова, ибо держащая сила современных якорей в десятки раз превосходит их собственный вес. А у камня, лежащего на дне, держащая сила даже меньше его веса. Поэтому назовем камень с привязанной к нему веревкой «якорным камнем»».
Якорные камни применялись в глубочайшей древности не только в Древнем Египте и Шумере. Они были известны в бассейне реки Инд.Первыми якорями можно считать «якорные камни», которые были модифицированы финикийскими мореходами. Их находят в районах финикийских поселений. Модернизация состояла в том, что помимо одного или двух отверстий, в которые продевался канат для подъема, финикийцы стали проделывать еще ряд отверстий в полости камня, куда вбивались деревянные остро заточенные колья. Когда камень ложился на дно, колья зарывались в грунт.
Древние каменные якоря были обнаружены при подводных работах на Средиземном и Черном морях где они использовались еще в III–I тыс. до н.э. На Каспии каменные якоря найдены на Дагестанском и Азербайджанском побережье. А также осенью 2019 г. в 2 км к югу от с. Затон, Камызякского района Астраханской области.
В ходе подводных археологических работ 1985—1987 гг. в акватории порта средневекового Дербента было обнаружено и поднято 8 каменных якорей, представляющих несколько конструктивных типов. Все они были выявлены в акватории Дербента на расстоянии до 600 м от берега, вне комплексов. Обнаружение их за пределами порта, изолированно, без каких-либо иных находок позволяет полагать, что они были потеряны по каким-то причинам во время стоянки судов на рейде. Только один якорь был обнаружен на территории гавани, рядом с оконечностью развала северной морской стены. Все «Дербентские» каменные якоря изготовлены из ракушечника, аналогичного использованному при строительстве Дербентских стен на протяжении всего средневековья.
Обнаруженные каменные якоря можно разделить на два вида: под прямоугольные и трапециевидные. И поделить на три типа;
- К первому типу относится каменный якорь с одним отверстием, служившим, очевидно, в качестве рыма для привязывания каната.
- Второй тип наиболее многочисленный. К нему относятся каменные якоря, имеющие по два отверстия. Верхнее отверстие на всех якорях этого типа под прямоугольное и является рымом — отверстием для привязывания каната, на что указывают следы сильной стертости камня канатом. Нижнее отверстие служило для забивки деревянного кола, который затачивался с двух сторон и выполнял таким образом функцию рога — лапы, который, цепляясь за грунт, увеличивал держащую силу якоря.
- Третий тип представлен каменным якорем с тремя под прямоугольными отверстиями. Верхнее отверстие использовалось для привязывания каната, а в оба нижних отверстия вбивались деревянные колья, выполнявшие функции рогов — лап якоря.
Венецианский дипломат, путешественник, Иосафат Барбаро посетивший в XV в. Дербент, оставил такую запись: «Я видел (будучи в этом месте) на одном складе два якоря по 800 и более либр каждый (свыше 400 кг), поэтому понял, что в прошлом в этих странах использовали очень большие корабли. В настоящее время (70-годы XV в.) наибольшие якоря, которые встречаются — от 150 вплоть до 200 либр каждый» (около 75–100 кг).
Якорь имеет неровные закругленные ребра и вершины. Один из верхних углов каменного якоря округлился от долгого и частого трения каната. В нижней части, по углам, имеются пропилы.
Длина каменного блока, из которого изготовлен якорь-104см., ширина — 57 см., толщина-18 см.
В головной части якорь имеет прямоугольное сквозное отверстие. Ширина 19 см., высота 13 см.
В нижней части якорь имеет два квадратных сквозных отверстия. Левое отверстие 66, правое отверстие 66.
С нижнего торца блока к отверстию подходят с обеих сторон выбитые в камне желоба для укладки каната при креплении якоря. Ширина желобов около 4 см., глубина около 5 см.
Заведующий научно-исследовательского отдела ДМЗ Назир Эминов.