16 февраля в Дербентском музее-заповеднике прошло очередное заседание «Музейного четверга».
С докладами выступили сотрудники отдела по сохранению объектов культурного наследия Ислам Курбанов, Мадрид Хасаев и старший научный сотрудник Вели Юсуфов.
В докладе «Могила Джум-Джум» было отмечено, что этот объект является примером позднего наслоения легенд местными жителями. Надгробными камнями интересовались еще исследователи XIX в. (К.К. Фезе, И.Н. Березин, Н.В. Ханыков), изображение могилы мы находим на гравюре А.Олеария (1636 г.), есть упоминание и в Дербент-наме. Судя по богатому надгробию, это могила довольно влиятельного человека.
Во втором докладе речь шла о культовом памятнике, который являлся одним из наиболее почитаемых мусульманами объектов в средневековом городе и был вывялен в наши дни. Еще в XVIII-XIX вв. он был известен под названием Баб ал-Кийама – Ворота Судного дня. Начало функционирования относится к X-XI вв., периоду, когда в Дербенте активизировались и утвердились позиции суфизма – мистического направления в исламе.
Следующий доклад был посвящен эпиграфическим надписям на стенах Дербента, особенно одной надписи, находящейся на северной городской стене около Шуринских ворот. Обнаруженная в XIXв., но неправильное ее воспроизведение породило легенду о так называемой «албанской надписи» Дербента, которую пытались расшифровать многие исследователи. На самом деле надпись арабская X-XI вв. Камень с этой надписью использовался вторично и был перевернут в процессе реставрационных работ. Это часть архитектурного декора с культового сооружения. А ближайшее культовое сооружение – это Ворота Судного дня. На старых рисунках города в этом месте просматривается сооружение с куполом по типу мавзолея.