28 февраля в календаре знаменателен как День ухода зимы.
В рамках рубрики «Фонды рассказывают» отдел «Фонды» ДМЗ предлагает вниманию обзорную информацию о предметах из коллекции изобразительного искусства и фарфоровых изделий, объединенных темой «Зимние фантазии».
Зима – пора чудес, волшебства, чародейства и наивной, чистой веры в героев зимних сказок. Это особый мир застывшей красоты… Красота эта достойна пера самых лучших сказочников, кисти и красок талантливых живописцев и, конечно же, если поэтического слова, то только избранных…
«Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки – зимы!»
Всевидящее око, всевпитывающий дар Александра Сергеевича Пушкина – светоча русской поэзии и тут проявился во всей своей гениальности. Две строчки, а сколько в них света, очарования, радости и почти по-саврасовски — творческое чутье к образам проказницы-зимы.
Зима на картинах или зимние пейзажи – это лучшее подтверждение, что красоту и очарование в природе можно найти в любой сезон и любую погоду. У каждого мастера зимние пейзажи приобретают свое настроение: у одних они суровые и мрачные, у других – безмятежно-мягкие, у третьих — искрящиеся и жизнерадостные. Зима имеет много радостей. И главная из них – красочная красота зимней природы.
Опущенные снегом деревья, сверкающие белизной сугробы, ослепительно чисто убранная звездной порошей земля, торжественная тишина придают зимнему пейзажу особую прелесть. Действительно, красота родной нашему глазу и сердцу зимней природы завораживает, радует, интригует…
Картинки уходящей зимы переливаются разными цветами. И лишь редкие морозные «штрихи» интригующе подзадоривают ржавыми тонами тающего снега.
Наступила переломная пора пробуждения. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. В этом пробуждении нет радости – зима спорит с весной, в воздухе уже явственно ощущается влажное дыхание неуклонно приближающихся весенних деньков!
Зимние мотивы в произведениях искусства – такой парафразой хочется предварить обзорный рассказ о фондовых предметах, воплотивших в своем содержании палитры особого сезона — зимы. Все авторы по-разному видели зиму, но язык красок белоснежной красоты одинаков – он завлекает свежестью и первозданной чистотой.
Среди них работы художника, члена Союза художников России Фазаила Ходжаева: «Иней», «Зимнее солнце», два полотна под названием «Зимушка»; зимние пейзажи «сурового романтика», Заслуженного деятеля искусств Дагестана Магомеда Шабанова – «Зимнее солнце» и «Первый снег»; зимние краски в калейдоскопе истории на полотнах Заслуженного художника Дагестана Мелика Агабалаева — «Вид на цитадель «Нарын-Кала», «У Джума-мечети».
Зимние пейзажи художника Ф. Ходжаева по-деревенски теплы, уютны, создают какое-то праздничное настроение, умиротворенность. Например, от лазорево-морозных сюжетов двух картин под названием «Зимушка» веет жизнеутверждающей радостью, сладострастным восторгом от предвкушения обозреть из заиндевевшего окна, под шум шипящего самовара и запаха свежевыпеченных бабушкиных булочек, убегающие вдаль заснеженные просторы: сельские домики с дымящимися печными трубами; застывшими в белоснежных нарядах окрестностями. Девочка с косичкой, а также мальчик-подросток в шапке-ушанке и с посохом настолько вдохновлены приходом зимы, что с юношеским задором подключились к хозяйским заботам: пригнали к водопою молодого бычка.
Все это — царство жизни со вкусом зимы, ведь у зимы безупречный вкус!
А в следующей работе Ф.Ходжаева «Зимнее солнце» палитры зимы оказались во власти серо-коричневых теней скупых солнечных лучей. По проселочной дороге разлито размеренное перестукивание розовеющего мороза. В воздухе нависли признаки наступающей весны!
Зима – это не только красивые снежные уборы природы, завораживающие пейзажи с белоснежными шапками на мутовках величественных елок.
Зима — это еще и мир особого сезона.
Какая же зима без зимней рыбалки, без захватывающего чувства насладиться уловом после долгого «прозябанья» на морозном воздухе? Среди фондовой коллекции предметов из фарфора музея-заповедника примечательна статуэтка из глазурованного фарфора под лаконичным названием «Зимняя рыбалка». Автор – скульптор Быстрицкая К., УССР, Полонский завод художественной керамики, 1950-1960-ые г.г. Это оригинальное художественное явление советского фарфорового завода, олицетворяющее рыбака, сидящего над прорубью с пойманной рыбой.
Хранитель отдела «Фонды» Роза Мирзалиева









