22 июня 1941 года – горестный день в истории нашей Родины, который в один миг перечеркнул судьбы многих людей и семей многонационального Союза ССР, от Дальнего Востока до Урала, от Сибири до Кавказа. В этот безоблачный летний день 1941 года со всех рупоров, из радио и громкоговорителей разнесся звучный, громогласный, скорбно-трагический баритон диктора Советского Союза Левитана, объявившего о внезапном вторжении в границы нашего Отечества немецких войск.
Великая Отечественная война заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей: они надевали военную форму и брали в руки оружие; заводы начинали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили на фронтовые бригады; поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни.
Не остались в стороне и те, кого жизнь наградила величайшим даром – говорить с людьми языком живописи. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направлялись в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам. Необходимость сделать это непосредственно и быстро – все это послужило в годы войны основой для развития плакатного искусства. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения для призыва к действию, к защите Родины
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. Нет, вероятно, человека в нашей стране, который бы не знал проникновенного, мобилизующего произведения Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!». Образ матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто использовали художники-плакатисты, но этот стал символом первых дней Великой Отечественной войны. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать.
Не обошла стороной тема Великой Отечественной войны и музейные предметы, как источники научного познания, из художественного фонда Дербентского музея-заповедника. Коллекция «Предметы искусства» включает в свой состав такие направления, как живописные художественные полотна, графические работы, скульптурные композиции. Военно-историческая тематика, воплощенная в стиле «графика» (техника — картон, пастель, акварель, гуашь) – сюжеты на тему героизма на фронтах Великой Отечественной войны, представлены в исполнении художника Фазаила Ходжаева. Это три плаката, три композиции: лаконичное, броское воплощение творческого замысла художника историко-патриотической наполненности, с ярко-выраженным пропагандистско-призывным содержанием.
КП-1223/3 1/ «За Родину»; 2/ «Победа»; 3/ «Слава», 1991 года написания
Размеры: 43 х 86 см;/ 44 х 86 см;/ 62 х 84 см.
Первый сюжет Ф.Ходжаева называется «За Родину». Крупным планом, на фоне красного знамени изображена молодая женщина, призывающая к защите Родины. В верхнем левом углу черным шрифтом выведена дата – «21 июня 1941 г». Ниже находится надпись – «За Родину».
Второй сюжет из этой серии называется «Победа». В нем воплощен образ советского воина-победителя, на фоне развевающегося красного знамени, выпускающего салют в честь победы. Знамя расписано красной пятиконечной звездой и датой – «9 мая 1945 г», выведенной белым шрифтом. Ниже надпись – «Победа».
Сюжет третий из цикла «Великая Отечественная» называется «Слава». На плакате изображен вечный огонь на красном гранитовом постаменте, у высокого обелиска, по обе стороны от которого развеваются знамена союзных республик СССР. Композицию дополняет образ скорбящей женщины, выпускающей в небо трех белых журавлей: олицетворение вечной памяти солдатам и бойцам, павшим на полях ВОВ. Сюжет кличет о славе, которую своим беспримерным подвигом, мужеством и отвагой завоевал советский воин.
Хранитель отдела «Фонды» Роза Мирзалиева.


