Коллекция живописи Дербентского музея-заповедника примечательна приобретением большого количества авторских работ различных дагестанских художников, прославившихся своим творчеством далеко за пределами Дагестана. Эти картины охватывают широкий спектр живописных жанров: история, быт, батальный, пейзаж, марина и т.д.
Среди них особый интерес представляет, в первую очередь, своим живописным этно-историческим содержанием, картина под названием «Горянки Дагестана», написанная в жанре быт.
Автор – художник Гаджи Камбулатов, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Дагестана.
В коллекции она хранится под КП-ым номером 1372.
1990 год, г.Махачкала, техника -холст, масло, размеры:100 х 90 см.
Композиция переносит нас в атмосферу быта и жизненного уклада горного аула. Камбулатов с особой теплотой и проникновенностью воплотил образ женщины-горянки, ее природную красоту, стройность и грациозность, а также неповторимую индивидуальность, гармонирующую с духовно-нравственной сущностью.
Сюжет выполнен преимущественно в палитре светлых полихромных красок, с частичным вкраплением локальных серых, коричневых, землисто-болотных тонов, подобранных автором в соответствии с идеей, заложенной в основу сюжета картины. Художник умело реализовал свой замысел: женщины страны гор переданы именно такими, какими мы их представляем в рамках ее социального статуса. Женщина-горянка по природе своей наделена скромностью, она покорная и терпеливая хранительница семейного очага, домашнего уюта, ревностная и заботливая мать.
Все эти собирательные черты дагестанской женщины, отображенные в сюжете картины Г.Камбулатова «Горянки Дагестана», обладающей ко всему прочему, еще и невероятной выносливостью, трудолюбием, добротой и искренностью, вдохновляли немало поэтов на написание лирических строк, посвященных горянке.
Например, обращаясь к творчеству великого Расула Гамзатова, прославившего в своих стихах и поэмах образ женщины гор, мы встречаем такие восторженные строки:
Пою тебе сердцем влюбленным
И пусть твой задумчивый взор,
На счастье, мое, просветленным
Становится, женщина гор!
Героинями сюжета «Горянки Дагестана» Г.Камбулатова стали пятеро женщин-горянок разных возрастов, которые встретились на сельской улочке, нарядившись в национальные одежды. Они ведут оживленную беседу, найдя для нее время за пределами обыденной жизни, свободной от домашних дел и забот. Непревзойденным доминантом в горской архитектуре дагестанцев выступает сакля. Вид на одну из таких, с двумя темными окошечками, низкой покатой крышей и открытой дощатой террасой, куда ведет небольшая двухступенчатая лестница, открывается на втором плане. На террасе, словно немые свидетели ежедневных семейно-бытовых будней женщины гор, величественно «восседают» два высоких, красивых медных водоносных кувшина типа «Чечен». На протянутом между
двумя балконными балками веревке сушится детское белье. Художник недаром запечатлел горянок на фоне сакли, тем самым вплетая в сюжетную канву две неотделимые взаимодополняющие традиции: культуру и быт.
Хранитель отдела «Фонды»
Роза Мирзалиева
