В средневековой исторической и географической литературе Дербент был известен не только как значительный военно-политический и торгово-ремесленный центр Кавказа, но и как крупнейший портовый город на Каспийском море. В Дербенте давно нет порта, но место его расположения привлекает внимание ученных, для проведения подводных исследований начиная 1961 года.
Дербентская археологическая экспедиция Института истории, Археологии и этнографии НЦ РАН в течении пяти сезонов (1983, Ю1985-1986, 1988-1989) проводила подводные археологические изыскания в акватории города на территории, которая составляла визуально 25 га. Кроме 15 каменных якорей (о них вы можете ознакомится в предыдущем докладе) в 1989 году вблизи оконечности развала северной крепостной стены были обнаружены два железных кованных якоря. (рис №1.)
Один с двумя изогнутыми лапами и может относится к XII-XIX векам. Датировка другого проблематична.
В 2012 году в полевом сезоне была проведена подводно- археологическая экспедиция РГА «Каспийская Атлантида» в акватории Дербента
Полевой сезон 2016 был посвящен установлению мест нахождения в каспийском море остатков затонувших кораблей Российской флотилии, участвовавших в Персидском походе 1722-1723 годов Петра 1. Экспедиция проводилась силами Казанского РГО в рамках специального проекта, приуроченного к предстоящему 300 летию Казанского Адмиралтейства. В ходе работ в акватории Дербента удалось обнаружить предмет похожий на якорь. А также был найден полный цилиндр, который может быть частью корабельного орудия.
В том же 2016 году проходила комплексная историко-географическая экспедиция проекта «Морское историко-культурное наследие Каспия». «Поддержку в организации экспедиции оказали Дагестанское отделение Русского географического общества, отделения Общества в Московской и Тульской области. Целью исследований, проходящих в Дербенте, являлся сбор научного материала для создания основ управления морским и подводным историко-культурным наследием Каспийского моря». Дайверами было проведено подводное обследование акватории в старой части города. Погружениям аквалангистов предшествовала гидролокационная съёмка с борта экспедиционных судов. «На обнаруженных выходах скальных пород обросшие ракушками и наростами были обнаружены старинные якоря. По всей видимости, исследователям удалось выявить место якорной стоянки судов, где могла осуществляться их разгрузка и доставка товаров к пристаням. О возрасте якорей судить пока рано, но по оценкам специалистов один из них может относиться к раннему средневековью и датироваться VII-XI вв.». Четырёхрогие якоря-кошки, предположительно XVIII века, лежащие здесь же, вполне могли принадлежать кораблям Петра Первого.
-Название: Фрагмент Адмиралтейского старинного якоря.
-Производитель: Россия.
-Дата: 18 век. Петровская эпоха.
-Материал: Металл (железо).
-Техника: Ковка.
-Размеры:
Высота веретена якоря -79см,
Длина одного рога – 57см,
Длина второго рога- 23см
Диаметр нижнего отверстия – 2,5см.
-Сохранность: Удовлетворительная- отколотая,
обуглившаяся часть якоря со следами ржавчины.
Часть бесштокового, двурогого Адмиралтейского якоря, являющаяся свидетелем легендарных событий эпохи Петра I.
Якорное устройство предназначено для удержания судна на месте во время стоянки вне береговых причалов, для снятия судна с мели, для быстрого гашения инерции движущегося судна, при маневрировании в стесненных условиях и т. п.
Данный артефакт является частью двурогого, бесштокового, без лапового якоря. Он обладал малой массой, но создавал большую держащую силу, хорошо забирал грунт и легко от него отделялся. Безлапые («мертвые») якоря применяются в основном для постановки на якорь стояночных судов на длительный срок, а также при ремонте якорных механизмов или цепи. Якоря обеспечивают прочную связь судна с грунтом дна и создают удерживающую силу, противодействующую внешним силам, стремящимся сдвинуть судно с места.
Усилие от судна на якорь передаётся якорной цепью. Цепь используется для опускания и подъёма якоря. По традиционной технологии, цепь изготавливают, отливая смычки длиной 25 – 27 м. Требуемую общую длину цепи получают, соединяя смычки специальными соединительными звеньями или скобами. Такие находки надо хранить как реликвии славного прошлого нашего флота.
Название: Железный якорь.
-Время создания: 18век.
-Техника: Ковка.
-Материал: Металл (железо).
-Сохранность: Удовлетворительная.
Речной галерный якорь-кошка был найден в 1980-х годах археологической экспедицией под руководством А.Кудрявцева и М.Гаджиева. Экспедиция провела подводные археологические изыскания в акватории г. Дербента.
Якорь состоит из кованного железного восьмигранного веретена-цевье высотой 171см, на вершине веретена сделано отверстие — ухо диаметром 4,5см, а в ухо вдето кольцо — рым диаметром 14,5см.
Веретено соединено с основанием – четырехгранником.
К основанию веретена прикреплены четыре лапы, на концах у трех лап видны кошки, на четвертой лапе нет кошки, вероятно, откололась.
Грани кошки имеют форму неправильного треугольника, 18см Х16см.
Такого типа якоря, вероятно, применялись в основном на островных лодках.
— Название: Старинный Адмиралтейский якорь.
— Время создания: 18 век. Петровская эпоха.
— Техника: Ковка.
— Материал: Металл (Железо).
— Сохранность: Удовлетворительная со следами ржавчины.
— Размеры: Высота-1.20 см; Диаметр малого отверстия- 3 см; Диаметр большого отверстия- 6.5 см; Длина каждого рога от основания веретена- 40 см; Длина тренда – 80 см; Размер треугольных лап – 17 х 18 см;
Адмиралтейские якоря были найдены в 1980- х годах археологической экспедицией под руководством А. Кудрявцева и М. Гаджиева. Экспедиция провела подводные археологические изыскания в акватории г. Дербента. На расстоянии 600 км от берега был найден и поднят кованный якорь Петровской эпохи.
Адмиралтейский якорь состоит из веретена, заканчивающего внизу утолщенной частью- трендом. Нижнюю часть тренда называют пяткой. От тренда отходят 2 неподвижных рога (иначе лапы), заканчивающиеся треугольными лапами с остриями- носками. В верхней части веретена находятся 2 отверстия, большого и малого диаметра. В отверстие большого диаметра вставлялся шток (шток мог быть деревянным или металлическим, деревянный шток использовали на больших якорях). Через отверстие меньшего диаметра веретено с помощью болта соединялось со скобой якоря. По своей конструкции адмиралтейский якорь относится к группе якорей с неподвижными лапами и штоком. «Адмиралтейским якорем» изначально называли якорь, изготовленный по британскому адмиралтейскому стандарту 1852 года. Заведующий научно-исследовательским отделом Эминов Н.Г.

