Женские ювелирные украшения из фондовой коллекции «Металл, железо» Дербентского музея-заповедника конца XIX — начала XX вв.

С самого раннего детства и до глубокой старости сопровождали туркменок ювелирные украшения. Самым распространенным материалом для изготовления туркменских ювелирных украшений испокон веков было серебро. Иногда его покрывали позолотой. Изделия украшали гравировкой, насечками, инкрустировали полудрагоценными камнями (чаще всего – сердоликом или бирюзой), и лишь в наше время ювелиры Туркмении стали вставлять в изделия искусственные камни и стекло. При создании узоров мастера использовали простые геометрические фигуры — круги, ромбы, овалы, треугольники, квадраты. Считалось, что овальный камень в украшении символизирует глаз и поэтому защищает владельца от дурного глаза.

Одним из самых популярных нагрудных украшений, не вышедших из обихода и сегодня, остается застежка гюльяка (букв. цветок воротника) – круглая брошь, скреплявшая ворот платья у шеи. Нагрудные украшения имели вид круглой броши с сквозным прорезным узором в виде сердечек и стреловидных фигур. Часть свадебного костюма туркменской невесты. В последующем гюльяка носилось уже не у ворота платья, как застежка, а висело на груди на пестрой тесьме.

Особый интерес в коллекции представляет женское накосное украшения для волос «сачлык» в форме длинной подвески. Во время свадебной церемонии важная роль отводилась волосам, когда девичьи косы из четырех переплетали в две -признак замужней женщины. На каждую косу навешивали накосное украшение.

Даже сегодня традиционный женский костюм туркменки нельзя представить без серебряных украшений, нашивающихся на одежду и надевающихся поверх нее; покрывающих головной убор, шею и руки. Для туркменских ювелирных украшений характерны массивность, строгость форм и орнамента, простота линий и соразмерность всех элементов декора и формы.

Предыдущее

«

Следующее

»