Рубрика «История одного предмета»

Представляем вашему вниманию «Золотошвейный футляр для гребешка» из коллекции: «Ковры, ковровые изделия и мягкий инвентарь». КП-448

Датировка: Середина ХХ-века.
Место производства: Азербайджан.
Материал: ткань, метанить.
Техника: ручная вышивка, апликация (золотое шитьё).
Размер: 15х6 см.

Золотошвейный футляр для гребешка – из ткани красного атласа полуовальной формы. В центре футляра вышита ваза золотым шитьём, от которой по обе стороны отходит орнамент в виде пяти треугольников с каждой стороны.

При изготовлении футляра, для придания жёсткости использована картонная основа, а к обратной стороне пришита петля для подвешивания.

В прошлом женщины пользовались разнообразной косметикой и декоративными аксессуарами. Среди них гребни и футляры для их хранения, золотошвейные футляры для сурьмы. Значение, которое придавали женщины уходу за волосами и наличие в народе мифических представлений о волосах сказались на художественно-эстетическом облике гребней и футляров для их хранения. Футляры для хранения гребней, выполненные высоким вкусом и изяществом, чаще всего изготавливались из бархатных и шелковых тканей. Издревле вышиванием занимались женщины и молодые девушки. Каждая женщина должна была уметь шить, ткать, вышивать. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.

Золотое шитьё представляет собой ручную вышивку, выполненную металлическими позолоченными или серебряными нитями. Изначально такая вышивка получила название «золотой», поскольку для неё использовались настоящие золотые нити, которые впоследствии были заменены позолоченными нитями. Наиболее древнее из всех видов вышивок – золотое шитьё. Для основы использовались очень плотные ткани. Лучшим материалом служил однотонный бархат красного, бардового, фиолетового, зеленого цветов. Золотым шитьем украшали главным образом одежду и предметы домашнего обихода; лицевые занавески, полотенца, воротники и рукава женской одежды, головные уборы, нагрудную часть женских рубашек и более мелкие изделия: — футляр для сурьмы, футляр для гребешка, футляр для очков, кисет для денег, которые входили в приданое невесты.

Шитьё золотом известно многим народам мира, в том числе и народам Северного Кавказа. О времени её появления у народов Северного Кавказа существует несколько версий, согласно которым она проникла и распространилась в результате культурно-экономических контактов с соседними регионами.

В средневековье техника золотого шитья уже была известна народам Северного Кавказа, а в 18-19 веках достигла своего наивысшего расцвета. Этот вид вышивки был распространён только в состоятельных семьях.

На Северном Кавказе существовало три вида техники шитья золотой нитью.

  1. Шов «вприкреп», когда на основу из белой ткани, натянутой на пяльца, накладывается трафарет с контурами будущего рисунка, затем площадь узора покрывалась настилом из хлопчатобумажных ниток, а поверх него накладывались золотые нитки, которые прикреплялись тонкими шелковыми нитками внутри самого рисунка, тем самым образуя мелкий узор. По окончании вышивки рисунок, еще не снятый с пялец, слегка смазывался с оборотной стороны клеем и разглаживался кабаньим клыком. Затем ему давали высохнуть и вырезали.
  2. Выкладка линейного узора нашитым галуном или шнуром.
  3. Гладь по настилу (как правило по картону).

Из трех перечисленных техник большое распространение получили две последние. По мнению исследователей, они заменили первую технику, посколько требовали меньше времени на их изготовление.

Наиболее распространенными орнаментальными мотивами был растительный, геометрический, зооморфный и антропоморфный. Часто на обеих сторонах кисета вышивался разный узор.

Хранитель отдела «Фонды» Гулаймат Юсуфова.

Предыдущее

«

Следующее

»