Состоит на государственной охране как памятник истории и архитектуры, является объектом культурного наследия федерального  значения, на основании Постановления Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 г.

Сводчатые бани являются одной из достопримечательностей Дербента. Это традиционный для Востока тип сооружения. Подобные бани играли большую роль в мусульманском городе, являясь такой же неотъемлемой составной частью его общественной жизни, как мечети и базары.  Баня на Кавказе, как и на востоке, служила не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия дух, для отдыха для дружеских и деловых бесед.

Древние Дербентские бани – это заглубленные в землю на 3-4 метра сводчато–купольные сооружения, освещенные верхним светом, проникающим через отверстия в куполах и сводках, имеющие значительные размеры и весьма сложную планировку.

Женская баня построена в XV –XVII вв., находится в верхней части города рядом с Джума-мечетью. В баню вниз ведет каменная лестница из восьми ступеней.

Баня состоит из двух отделений:

а) раздевальной, со скошенными углами, напротив которых стоят четыре восьмигранные колонны, несущие на себе четыре симметрично стоящие арки, на которых покоится сводчатый потолок с большим куполом в середине;

б) моечное отделения, намного меньшего по размеру.

Помещение котельной имеет размеры длиной 7,80м, ширина-4,50м. Перекрытие арочно-сводчатое. В помещение котельной ведут 11 каменных ступеней. Напротив входа в стене имеется арочная ниша – топка котельной для девичьей бани. Слева была топка для женской бани, построенная в XVII в. Таким образом, с одного помещения котельной обогревались оба помещения бани. Слева от ступеней – место для укладки дров, так как котельная отапливалась дровами. На месте топки для женской бани в данный момент открыт проем – вход в женскую баню для сообщения  между обеими банями.

В XVII в. баня разрушилась, и долгое время не функционировала. В 1788 году местный житель по имени Хаджи Мухаммед Кербалаи Ибрагим оглы очистил баню от мусора, отремонтировал и стал эксплуатировать ее. Джума-мечеть стала оспаривать свои права на баню, апеллируя тем, что над входом в баню есть надпись: «Эту баню в 1065 г. хиджры (1654-1655 гг.) правитель города Баязид Султан пожертвовал «Джума-мечети». Мечеть добилась возвращения бани себе, но и не обидела Хаджи Мухаммеда, выплатив ему все понесенные им убытки и расходы.

До 1991 г. баня функционировала, а в настоящее время находится на ремонте.

Рубрика:
Теги: