В рамках рубрики «История одного предмета», в преддверии женского праздника – 8 Марта, отдел «Фонды» представляет две картины из коллекции «Предметы искусства», точнее два исторических портрета, посвященных женщинам-правительницам города Дербента, оставивших свой след в его истории в конце XVIII в.

Первый портрет – это яркое, выразительное воплощение образа храброй, мудрой правительницы Дербента второй половины XVIII в. Тути-Бике.

М.Агабалаев.  КП-1480, холст, масло, разм.: 92 х 74 см. 2001 г.

В 1766 г. правитель Кубы и Дербента Фатали-хан женился на сестре кайтагского уцмия Эмир-Гамзы – Тути-Бике. В отсутствие мужа Дербентом правила Тути-Бике. Легендарная правительница в период наивысшей угрозы над городом в 1774 г. со стороны своего брата, кайтагского уцмия Эмир-Гамзы проявила стойкость и мужество. Она, переодевшись в мужскую одежду, возглавила оборону города. Девять месяцев длилась осада города.  Когда многие влиятельные вельможи оставили город на произвол судьбы, жители Дербента увидели Тути-Бике на городских стенах среди защитников, где она распоряжалась действиями городского гарнизона. Изумленные мужеством женщины, враги разбежались. Она своей неустрашимостью вселяла уверенность в защитников города.

Тути-Бике в горделивой осанке, не лишенной строго очарования и женственности, запечатлена на фоне интерьера одной из дворцовых комнат. Каменные стены покоев отливают «гранитным» блеском, а проем окна открывает вид на древние оборонительные стены города. Тути-Бике сидит на высоком, тонкой ручной работы резном стуле, накрытом ярко-красным узорчатым ковровым покрывалом. Пол покоев также застелен не менее красочным восточным ковром.

Царственный, изящный, сшитый из дорогих матерьев, со вкусом подобранный убор правительницы соответствует ее непростому статусу в государственно-правленческой иерархии восточного государства. По левую руку Тути-Бике, в сдержанный интерьер ее покоев гармонично вписались маленький керамический кувшин и музыкальный инструмент – саз.

Второй портрет – это трогательный, нежный образ молодой правительницы Дербента конца XVIII века, дочери Фетали-хана и Тути-Бике – Периджа-ханум.

М.Агабалаев. КП-1663, холст, масло. Разм.: 1,20 х 85 см 2006 г.

Периджа-ханум — жена шамхала Тарковского Мехти-хана, дочь Фет-Али-хана, считалась прямой наследницей Дербентского ханства, и некоторое время с помощью русских управляла городом.

Запечатлена молодая женщина, в полный рост, у крепостной стены.  Вьющиеся локоны светло-каштановых волос длиной до плеч волнообразно обрамляют овал лица. Пальцы левой руки едва касаются карниза стены, придавая облику дополнительную грациозность и очарование. Стройная фигура облачена в одежду восточного стиля: в нежное бирюзово-зеленое с зеркально-серебристыми   переливами атласное платье, поверх которого надета длинная нарядная черная безрукавка из дорогой материи. Кромка и подол верхнего платья украшены золотистым узором растительно-геометрического характера. Борта обшиты золотистой атласной парчой и соединены между собой двумя серебряными пряжками   ярко-красного цвета. На талии также пристегнут широкий серебряный пояс-кямяр с крупным круглым медальоном, богато инкрустированный драгоценными камнями.

Из украшений Периджа-ханум особливо выделяется золотая пектораль на шее и большой круглый кулон на цепочке, с ярко-красным драгоценным камнем в центре. В дополнение к роскошному убранству, на плечи Периджа-ханум накинут широкий платок-кялагаи с бахромой, расшитый волнообразным, в сочетании ярко-красного с белым, узором.

На голове Периджа-ханум красуется цилиндрической формы бирюзовая шапочка-колпак, с золотистым тисненым узором растительного характера, украшенная нежно-розовым пером.

На втором плане картины видна часть города с его древними жилыми и историко-архитектурными сооружениями. Вдали вырисовывается берег синего моря, по которому передвигается караван верблюдов.  Ровную, безмятежно-спокойную гладь моря пересекают несколько парусных кораблей. Работа выдержана в светлых, теплых тонах.

Хранитель отдела «Фонды» Роза Мирзалиева

Предыдущее

«

Следующее

»