Cтены Дербентской крепости , VI в. «Северная стена»

Памятник «Стены Дербентской крепости VI в: северная стена» состоит на государственной охране как памятник архитектуры VIв., является объектом культурного наследия федерального значения ,на основании  Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960г.№1327.

Набеги различных племен вынуждали земледельцев искать способы борьбы с кочевниками, и наиболее правильным  было широкое фортификационное строительство, призванное перекрыть главный путь продвижения степняков на древний Восток – Прикаспийский проход.

В VI веке нашей эры началось строительство Дербентского оборонительного комплекса. Он включал три основные части:

1) цитадель на вершине  крутого холма – крайнего отрога  Джалганского  хребта;

2) северную и южную крепостные  стены, тянувшиеся параллельно друг другу от цитадели через приморскую равнину до берега Каспия, расстояние между стенами у цитадели составляло 300 метров, у моря – 450 метров, стены уходили в море на расстояние до 500 метров и до середины XVII века образовывали гавань площадью около 14 гектаров, вход в которую закрывался цепью и тщательно охранялся;

3) горную стену (Даг-бары), представлявшую собой сплошную линию мощных укреплений с башнями и фортами.

Горная стена начиналась от юго-западного угла цитадели и тянулась в глубину Кавказских гор более чем на сорок километров, перекрывая все обходные дороги через горы к западу от  Дербента.

Возведение северной оборонительной стены была связано с необходимостью  обеспечения безопасности северных границ Сасанидской империи, так как именно она должна была защитить персидское население от набегов северных кочевых племен.

Возведение существующей северной городской стены дербентской крепости относят к VI века н.э. Основанием такой датировки послужили арабские письменные источники IX-X вв. Арабские авторы связывают строительство города Дербента с именем царя Сасанидской Персии Хосрова I Ануширвана (531-579гг.). Кроме того, сообщения арабских авторов подтверждаются и пехлевийскими строительными надписями, которые расположены на северной стене.

Северная городская стена города Дербента протянулось на 3,5 км от стены крепости – цитадели Нарын-кала по северо – восточному склону полностью, здесь имеются большое количество выступов и башен для лучшего обстрела противника. Обращенная в сторону областей, населенных многочисленными воинственными племенами кочевников, она принимала на себя основную тяжесть удара противника. Поэтому она имела большое количество оборонительных башен – 46, расположенных на расстоянии примерно 70 метров друг от друга. Стена возводилась при максимальном использовании рельефа местности. Она построена из местного ракушечника, отличающегося стойкостью к выветриванию. Высота стен в местах расположения башен – 8-12м. Первоначальная кладка почти на всем протяжении сохранившихся стен хорошо прослеживается. Она состоит из рядов облицовки, выложенных из крупных камней насухо, и забутовки на известковом растворе. Древнейшая кладка состоит из однотипных, но нестандартных по форме и размерам камней. При перестройках и ремонте стен неоднократно делались попытки имитировать первоначальную кладку. Размер камней облицовки равен в среднем 100х65х25см. Наружная поверхность камней хорошо отесана, внутренние плоскости оставлены необработанными, что способствовало лучшему сцеплению с забутовкой. Толщина стены колеблется от 230 см до380 см.

На протяжении всей городской стены существовало несколько городских ворот. Некоторые из них сохранились: Джарчи – капы, Кирхляр – капы, Таш – капы. Ворота несли на себе не только оборонительную функцию, но и являлись символом и украшением города. Своим архитектурным обликом они должны были говорить о мощи и богатстве Дербента.

Рядом с Северной крепостной стеной находится маяк, построенный русскими войсками в 1853 году деревянный маяк, в 1866 году был перестроен в каменный. Маяк высится  над Северной крепостной стеной.

Дербентский маяк

Для обеспечения безопасности судоходства по западному берегу Каспийского моря Кавказский наместник князь Воронцов в 1850 годку признал необходимым построить маяк в Дербенте.

В январе 1853 г. строительство маяка было закончено, но князь Воронцов приказал освещение маяка начать с 1 мая 1853г. от вечерней зари до утренней в продолжение всей навигации. Маяк был построен на северной городской стене. Башня маяка каменная, восьмигранная, светло-желтого цвета, с деревянным фонарем и зеленой крышей с флагштоком возвышалась над городской оборонительной стеной на 10,9 м, а высота огня над уровнем моря составляла 39,6м. Освещение огня было постоянное. Пять маячных ламп освещали горизонт моря на расстоянии 10 миль. Для отличия огня маяка Дербента от Петровского и от городских огней, ниже верхнего маячного огня на 3,6м была помещена еще одна лампа с рельефом, которая зажигалась вместе с верхними и светила только в сторону моря, через специально проделанное окно в башне. Вскоре стало ясно, что построенный на краю крепости, на берегу моря маяк не обеспечивает своего назначения, потому что большая часть города и в особенности крепость, значительно возвышаясь над морем и маяком, служат морякам лучшим путеводителем, так как огни в домах гораздо выше света маяка, и потому дальнейшее существование маяка на этом месте непригодно.

В 1866 году было закончено строительство новой маячной башни. Вновь построенная башня была восьмиугольной формы, белого цвета, высотой от основания 19,2м и 45,1м относительно уровня моря. В башне была установлена френелевская система 3-го разряда. Огонь маяка белый, постоянный с проблесками через 2 минуты. Дальность видимости огня -14 миль. Маячные сооружения находились к северо-западу от маячной башни в бывшем обывательском (городском) саду. Новый маяк начал светить со 2 ноября 1866года.

Смотритель маяка получал 37 рублей 50 коп. в месяц. В связи с землетрясением, происшедшим в ночь на 11 августа 1892г., вращательный механизм вышел из строя и маяк на период его ремонта, то есть по 6 сентября освещался белым постоянным огнем, без проблесков.

По тарификации 1902г. маяк был отнесен к -3 разряду, а в 1920г. – 2 разряду. В 1911 году огонь маяка был усилен путем замены обыкновенной лампы керосинокалильной системой типа «Люкс», силой света в 750 свечей. В ноябре 1936г. освещение маяка с керосинокалильного было переведено на электрическое.

В ноябре 1976г. на маяке был заменен устаревший светооптический аппарат на новый, отечественный, более совершенный типа АСА-500(маячный электрический автоматический светооптический аппарат, внутренний диаметр оптической системы 500мм)

Ворота Джарчи – капы

В переводе с тюркского – Ворота вестника- первые ворота от цитадели Нарын- кала. У этих ворот ханский глашатай (джарчи) оглашал приказания и расположения правителей города. Арабские письменные источники IX-Xвв. называют эти ворота Баб – эль – Мухаджир (ворота беглецов). По преданию, хазары, владевшие городом, не выдержав осаду арабского войска под предводительством Масламы в 716 г. покинули, тайно город через эти ворота. Русское название – Водные ворота, так как они вели к ближайшим родникам, питавшим город водой. Ворота сильно перестроены и потеряли свои первоначальный вид . На чертежах  и  рисунках раннего периода ворота имеют типичную для Востока стрельчатую форму. Ворота увинчаны бойницами и декоративными зубцами стрельчатой формы. Вид, наблюдаемой ныне правильной арки, проем ворот принял после перестройки его в 1812 году  по проекту русского военного инженера Карпова.

Ворота Кырхляр – капы

В переводе с тюркского – «Ворота сорока». Это вторые ворота от цитадели. Название ворот произошло от находящегося недалеко захоронения «Кырхляр». Арабские авторы называются эти ворота Баб-аль –Кабир («Большие ворота») или Баб–аль–Джихад («Ворота священной войны»). Последнее название, видимо, связано с тем, что именно через ворота мусульманские войска уходили в походы против хазар. Русские авторы называют эти ворота «Кизлярскими», имея в виду дорогу в сторону русской крепости Кизляр.

Эти ворота, главные в военном отношении, можно считать одним из древнейших. Их строительство датируется VI веком, когда была построена сама северная крепостная стена. Ворота Кырхляр – капы, как и многие другие объекты Дербентской крепости, часто перестраивались, о чем свидетельствуют арабские настенные надписи, расположенные в стене рядом

На северном фасаде кладка ворот, в нижней части состоящая из камней размером в среднем 100 см х 65см х 25см, указывает на древнее их сооружение . Проем шириной-3,3м., высотой-3,5м, перекрыт клинчатой  перемычкой из семи камней.Над перемычкой – декоративная разгрузочная арка, состоящая из длинных камней, отесанных снизу по пологой кривой , и замковым камнем между ними. Толщина перемычки снизу соответствует толщине четвертей, устроенных в боковых стенах проема. За перемычкой имеется паз, за которым находится вторые профилированные капители- консоли, а над ними-скульптурные изображения львов. Стена по обоим сторонам проема на расстоянии 1,4 м имеет уступ внутрь, образуя плоскую нишу вокруг ворот. Над плоской разгрузочной аркой вставлены две плиты с персидскими надписями, а над ними расположены восемь профилированных кронштейнов, которые являются остатками древнего оборонного устройства. Ворота завершаются парапетом с зубцами. Южный фасад решен в виде глубокой стрельчатой наши.

Ворота Даш — капы
Ворота судного дня
Рубрика:
Теги: